Введение
В данном учебном
пособии изложены вопросы подготовки и проведения аудита качества. Рассмотрены
виды аудитов, стандарты и нормативные документы по проведению аудита,
квалификационные требования к аудиторам качества, планирование и подготовка
аудита, организация и проведение аудита, подведение итогов аудита, составление
отчета по результатам проведения аудита, разработка и реализация корректирующих
и предупреждающих действий.
Приведено приложение
со справочной информацией.
Содержание данного
учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного
стандарта по специальности 340100 – Управление качеством.
1. Аудит
качества
1.1 Аудит качества и его основные характеристики
Аудит как метод
проверки соответствия технической или экономической системы определенным
требованиям и нормам известен давно и применяется много десятилетий. В настоящее
время применяются следующие основные виды аудита:
·
Финансовый.
·
Технологический.
·
Экологический.
·
Аудит
качества.
Аудит качества – это систематический и независимый
анализ, позволяющий определить соответствующую деятельность в области качества
и его результативность запланированных мероприятий, а так же эффективность внедрения мероприятий и их
пригодность для достижения поставленных целей.
Заказчик (клиент) –
это лицо или организация, по запросу которой проводиться аудит.
В роли такой
организации могут выступать:
·
сама
проверяемая организация;
·
потребитель,
с целью проверки системы качества поставщика;
·
независимая
внешняя организация.
Цели аудита:
Установление
соответствия или несоответствия элементов системы качества установленным
требованиям, определение причин несоответствий:
Понимаема ли система
качества?
Является ли система
предметом постоянного анализа и улучшения?
Точны и адекватны ли
документированные процедуры?
Дать уверенность
руководству:
Соответствует ли
система требованиям?
Работает ли система?
Эффективна ли
система?
Необходимы ли изменения?
Обеспечение
руководства обратной связью.
Дать уверенность
потребителю:
Существует ли система
качества? Проверяется ли система качества на регулярной основе?
Пересматривается ли
система качества на регулярной основе?
Регулярно ли вносятся
изменения в систему качества?
Соответствует ли
система качества требованиям стандарта?
Определение
эффективности внедрения системы качества с точки зрения достижения установленных
требований.
Обеспечение обратной
связью для корректирующих действий.
Основные задачи
аудита:
Оценить адекватность
и эффективность мероприятий по качеству и их результатов, собирая и используя
объективные доказательства.
Определить и
запротоколировать примеры несоответствий с определением возможных причин.
Решение об оценке
адекватности и эффективности мероприятий принимает руководство различных
уровней, рассматривая и анализируя итоги аудита. Поэтому аудит – это не
"охота" на виновников, а действия по сбору информации, позволяющей
оценить потребность в корректирующих мероприятиях и мероприятиях по улучшению.
Наблюдение – это
констатация фактов, сделанная на основе аудита и основанная на объективном
доказательстве.
Объективное
доказательство – информация о качестве или количестве, полученная на основе
измерения, наблюдения или испытания и которая может быть проверена.
Под информацией
понимается – зарегистрированные данные или заявления, имеющиеся к качеству изделия или наличию и применение
какого-либо элемента системы качества.
Несоответствие – это
невыполнение установленных требований, отсутствие какой–либо характеристик или
элементов системы качества или отклонение от установленных требований.
Свидетельства аудита
– записи, изложение фактов, информация, связанные с критериями аудита, которые
могут быть проверены.
Заключение по результатам аудита (отчет) – выходные
данные, представляемые группой по аудиту после рассмотрения целей аудита и всех
наблюдений аудита.
Объем программы
аудита, количество этапов и особенности плана аудита зависят от вида аудита,
размера предприятия, спецификации выпускаемой продукции и т.д.
|