Введение
В современном бизнесе
конкурентоспособность компании зависит от качества менеджмента организации. В
России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих
предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема
качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России
в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний. Задача
руководителей российских компаний и проста и сложна одновременно - "не
изобретать велосипед", а постепенно и целенаправленно перенимать более чем
полувековой опыт управления у зарубежных компаний, учитывая национальную
специфику, а также учиться на примерах отечественных предприятий-лидеров.
Сегодня арсенал
инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает
пополняется все новыми подходами: 6-Сигма, стандарты ИСО серии 9000,
сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), структурирование
функций качества (Quality Function Deployment), анализ характера и последствий
отказов (Failure Mode and Effect Analysis), модели самооценки организации Т.
Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и другие. Подавляющее
большинство предлагаемых подходов основаны на принципах всеобщего управления
качеством. Аббревиатура TQM уже знакома российским менеджерам, однако для
большинства из них TQM так и остается аббревиатурой. Безусловно, это явление
временное - еще 10-12 лет назад мало кто в России различал понятия
"менеджмент" и "маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты
деятельности любого российского предприятия, от крупного до малого. Внедрение TQM в
России, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе
хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых -наследство
советского прошлого, другие - объективная реальность настоящего.
Успех и реализация
потенциала российского бизнеса в первую очередь зависит от адекватного
восприятия происходящего всеми участниками процесса. Каждый из них, не питая
иллюзий, обязан профессионально выполнять свою роль:
· потребители -
защищать и отстаивать свои интересы;
· компании -
удовлетворять требования и пожелания потребителей;
· наука - формировать
научную и методологическую базу для адаптации философии качества;
· образование -
готовить грамотных специалистов для осуществления преобразований;
· государство -
устанавливать вектор развития и способствовать формированию культуры качества в
политике, в экономике, в социальной сфере.
Рынок, в свою
очередь, являясь макроэкономическим регулятором и индикатором, обеспечит
эволюционное развитие процесса внедрения TQM в России, динамика же этого
процесса зависит от эффективности деятельности каждого из его участников.
|