Управление качеством
Пятница, 19.04.2024, 04:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Кружки контроля качества и 7 методовРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

9. Кружки Контроля Качества

 Для успешного практического применения семи инст­рументов контроля качества необходимо в первую очередь изучение этих ин­струментов всеми сотрудниками компании, занятыми в сфере планирова­ния, разработки, производства и сервиса! Это не значит, что, например, оператор производства или руководитель сервисной компании будут приме­нять в своей работе все рассмотренные инструменты. Однако каждый из них должен знать все инструменты с тем, чтобы при необ­ходимости уметь применять их на практике для улучшения процесса. Вот по­чему программой JUSE (Японского Союза ученых и инженеров), созданной еще в 50-х годах, предусматривалось обучение в первую очередь статистичес­ким методам контроля. Такое обучение стало проводиться в том числе и не­посредственно в компаниях, чтобы создать базу для вовлечения всех без ис­ключения сотрудников компании в работу по улучшению процесса. С этой целью сотрудники в зависимости от их деятельности объединялись в неболь­шие группы по изучению различных журналов и книг по контролю качества. Такое самообучение сотрудников было главной целью того времени. Поэтому группы обучающихся получили название Кружки Контроля Качества. Обучение и сейчас является одним из важных элементов дея­тельности Кружков Контроля Качества во многих японских компаниях. Одна­ко помимо обучения в японских Кружках Контроля Качества практикуется процедура принятия коллективных решений — ринги, основанные на ини­циативе снизу и на длительном, терпеливом поиске консенсуса путем много­кратных и многоаспектных обсуждений проблем, возникающих в практичес­кой деятельности подразделений, связанных в основном с улучшением каче­ства как самого процесса, так и продукта в целом. Все делается не спеша и обстоятельно. Зато после того, как решение принято, оно реализуется немед­ленно и без заметного сопротивления. Такая деятельность группы участников процесса, представляющих собой фактически команду по улучшению каче­ства, продолжает и в настоящее время называться в Японии Кружки Контроля Качества. Однако такое название, отражающее только одну из сторон много­гранной деятельности команды, имеет пренебрежительно негативное звучание и поэтому не было принято Западом, и сегодня эта деятельность имеет другие названия, одно из них — Команда по усовершенствованию.

Но несмотря на различие названий, деятельность таких команд, как пра­вило, аналогична (или близка) к деятельности Кружков Контроля Качества.

Развитие Кружков Контроля Качества было стремительным. Так, в ок­тябре 1991 г. в Японии было зарегистрировано уже боле 300000 Кружков Контроля Качества. Обычно Кружок Контроля Качества в Японии состоит из 60 человек. Поэтому можно предполагать, что более чем 2 миллиона сотрудников вовлечено в кружки.

Используя простые статистические инструменты, такие как семь инст­рументов Контроля Качества, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность. Члены кружка в Японии являются хорошо обученными в сборе статистического материала и в статистическом анализе этих данных благодаря большим усилиям, приложенным в обучении. Это, в свою очередь, помогает решать, ряд вопросов, связанных с разработкой семи инструментов управления качеством, с помощью «мозгового штурма», проводимого в кружках (или группах) качества.

Существуют также различные способы поощрения членов кружка, такие как награждение и публикация результатов их работы в извещениях правлении компании. Главной причиной успеха Кружков Контроля Качества в Японии является тот факт, что сотрудники хорошо обучены и ориентированы на конкретную, важную проблему.

Участие в кружках является добровольным, и кружки сами могут выбирать тему для работы. Даже если некоторые собрания происходят во время рабочего времени, — это впоследствии окупается.

Одним из традиционных западных подходов к Кружкам Контроля Ка­чества является создание команды, вырабатывающей рекомендации. Коман­ды по усовершенствованию, однако, отличаются от Кружков Контроля Ка­чества в том смысле, что они часто уполномочены выполнять то, что сами рекомендуют. Они получают ресурсы (людей, машины, финансы) для гаран­тии того, что их идеи будут претворены в жизнь.

Команды по усовершенствованию, прототипом которых являются Кружки Контроля Качества, являются в настоящее время неотъемлемой частью всех компаний и организаций Запада, работающих в условиях ТQМ. Они не подменяют специальные службы качества, существующие на каж­дом предприятии, например выпускающем продукцию, но дополняют друг друга в решении главной задачи — максимально удовлетворить потребно­сти потребителя.

 

10. Возникновение семи основных инструментов контроля и роль кружков качества в их изучении

Одним из принципов ТQМ является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не интуиция. Главные причины трудностей, возникающих при управлении качеством, — ложные представления и ошибочные действия. Чтобы различить, что ложно, а что ошибочно, нужно организовать процесс поиска фактов, т.е. статистического материала.

Вопросами сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая включает огромное количество различных методов, разработанных к настоящему времени.

Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками про­цесса. Японские ученые отобрали из всего множества семь методов. Их заслуга, и в первую очередь профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества (рисунок 6). Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки.

При всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со стати­стикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. Как видно из рисунка 6, к семи инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы: контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Парето, стратификация (расслоение), диаграмма Исикавы (причинно-след­ственная диаграмма), контрольная карта. Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов (разную в различных об­стоятельствах).

Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно также приме­няемая система не обязательно должна включать все семь методов. Их может быть меньше, а может быть и больше, ибо существуют и другие статистические методы, например методы оценки качества. Однако можно с полной уверен­ностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются необходи­мыми и достаточными статистическими методами, применение которых, по мнению Исикавы, помогает решить 95 % всех проблем, возникающих на производстве.

Внедрение семи инструментов контроля качества должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса. Успешному внедрению семи инструментов контроля качества в Японии способствовало отношение руково­дителей компании к процессу обучения. Они ставили и продолжают ставить перед собой цель -  сделать каждого рабочего инженером, а инженеров, не знакомых со статистическими методами, не считать полноценными специалистами. Большую роль в обучении статистическим методам в Японии сыграли кружки контроля качества, в которых прошли обучение рабочие и инженеры большинства японских компаний.


 Рисунок 6 - Семь инструментов контроля качества

 Обучаются не только инженеры и рабочие, но и бизнесмены. По высказыванию Деминга, «японский бизнесмен никогда не считает себя слишком старым, чтобы учиться или быть невосприимчивым к знаниям».

Статистическое мышление необходимо для каждого участника процесса, а для этого необходимо знать статистические методы, которые за счет своей простоты, достигнутой в семи инструментах контроля качества, доступны для всех. Каждый служащий компании или организации, используя статистические методы для анализа и контроля процессов, тем способствует повышению качества, эффективности производства и снижению затрат.

Статистические методы — это то средство, которое необходимо изучать, чтобы внедрить управление качеством. Они — наиболее важная составляющая комплексной системы контроля Всеобщего Управления Качеством.

Говоря о семи простых статистических методах контроля качества, следует подчеркнуть, что это инструменты познания, а не инструменты управления. Основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Знания  и применение на практике семи инструментов контроля качества лежат в основе одного из важнейших требований ТQМ — постоянного самоконтроля. Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются не только в производстве, но и в планировании, проектировании, маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д.

Вне всякого сомнения, статистические методы служат мощным сред­ством не только получения объективной информации, но и познания, в том числе реальных естественных законов. Если естественные науки ограничивают­ся только пониманием законов, то с помощью статистических методов делает­ся попытка применить эти законы для создания новых материальных ценнос­тей для потребителя наиболее экономичным путем.

В управлении качеством статистический контроль должен дополнять­ся применением знаний естественных законов не только для понимания объектов исследования, но и для выработки мероприятий по повышению качества. Таким образом, статистические методы контроля имеют обшир­ный фронт применения.

Применение статистических методов — весьма действенный путь разра­ботки новых технологий и контроля качества процессов. Многие ведущие фир­мы стремятся к их активному использованию, а некоторые из них тратят более ста часов ежегодно на обучение этим методам своих сотрудников, осуществля­емое в рамках самой фирмы. Хотя знание статистических методов — часть нор­мального образования инженера, само знание еще не означает умения приме­нить его. Способность рассматривать события с точки зрения статистики важ­нее, чем знание самих методов.

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz