Для успешного практического применения семи
инструментов контроля качества необходимо в первую очередь изучение этих инструментов
всеми сотрудниками компании, занятыми в сфере планирования, разработки,
производства и сервиса! Это не значит, что, например, оператор производства или
руководитель сервисной компании будут применять в своей работе все
рассмотренные инструменты. Однако каждый из них должен знать все инструменты с
тем, чтобы при необходимости уметь применять их на практике для улучшения
процесса. Вот почему программой JUSE (Японского Союза ученых и инженеров),
созданной еще в 50-х годах, предусматривалось обучение в первую очередь
статистическим методам контроля. Такое обучение стало проводиться в том числе
и непосредственно в компаниях, чтобы создать базу для вовлечения всех без исключения
сотрудников компании в работу по улучшению процесса. С этой целью сотрудники в
зависимости от их деятельности объединялись в небольшие группы по изучению
различных журналов и книг по контролю качества. Такое самообучение сотрудников
было главной целью того времени. Поэтому группы обучающихся получили название
Кружки Контроля Качества. Обучение и сейчас является одним из важных элементов
деятельности Кружков Контроля Качества во многих японских компаниях. Однако
помимо обучения в японских Кружках Контроля Качества практикуется процедура
принятия коллективных решений — ринги, основанные на инициативе снизу и на
длительном, терпеливом поиске консенсуса путем многократных и многоаспектных
обсуждений проблем, возникающих в практической деятельности подразделений,
связанных в основном с улучшением качества как самого процесса, так и продукта
в целом. Все делается не спеша и обстоятельно. Зато после того, как решение
принято, оно реализуется немедленно и без заметного сопротивления. Такая
деятельность группы участников процесса, представляющих собой фактически
команду по улучшению качества, продолжает и в настоящее время называться в
Японии Кружки Контроля Качества. Однако такое название, отражающее только одну
из сторон многогранной деятельности команды, имеет пренебрежительно негативное
звучание и поэтому не было принято Западом, и сегодня эта деятельность имеет
другие названия, одно из них — Команда по усовершенствованию.
Но
несмотря на различие названий, деятельность таких команд, как правило,
аналогична (или близка) к деятельности Кружков Контроля Качества.
Развитие
Кружков Контроля Качества было стремительным. Так, в октябре 1991 г. в Японии
было зарегистрировано уже боле 300000 Кружков Контроля Качества. Обычно Кружок
Контроля Качества в Японии состоит из 60 человек. Поэтому можно предполагать,
что более чем 2 миллиона сотрудников вовлечено в кружки.
Используя
простые статистические инструменты, такие как семь инструментов Контроля
Качества, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные
проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность.
Члены кружка в Японии являются хорошо обученными в сборе статистического
материала и в статистическом анализе этих данных благодаря большим усилиям,
приложенным в обучении. Это, в свою очередь, помогает решать, ряд вопросов,
связанных с разработкой семи инструментов управления качеством, с помощью
«мозгового штурма», проводимого в кружках (или группах) качества.
Существуют
также различные способы поощрения членов кружка, такие как награждение и
публикация результатов их работы в извещениях правлении компании. Главной
причиной успеха Кружков Контроля Качества в Японии является тот факт, что
сотрудники хорошо обучены и ориентированы на конкретную, важную проблему.
Участие
в кружках является добровольным, и кружки сами могут выбирать тему для работы.
Даже если некоторые собрания происходят во время рабочего времени, — это
впоследствии окупается.
Одним
из традиционных западных подходов к Кружкам Контроля Качества является
создание команды, вырабатывающей рекомендации. Команды по усовершенствованию,
однако, отличаются от Кружков Контроля Качества в том смысле, что они часто
уполномочены выполнять то, что сами рекомендуют. Они получают ресурсы (людей,
машины, финансы) для гарантии того, что их идеи будут претворены в жизнь.
Команды
по усовершенствованию, прототипом которых являются Кружки Контроля Качества,
являются в настоящее время неотъемлемой частью всех компаний и организаций Запада,
работающих в условиях ТQМ. Они не подменяют специальные службы качества,
существующие на каждом предприятии, например выпускающем продукцию, но
дополняют друг друга в решении главной задачи — максимально удовлетворить
потребности потребителя.
10. Возникновение семи основных инструментов контроля и роль кружков
качества в их изучении
Одним
из принципов ТQМ является то, что в основе принятия решений должны быть только
факты, а не интуиция. Главные причины трудностей, возникающих при управлении
качеством, — ложные представления и ошибочные действия. Чтобы различить, что
ложно, а что ошибочно, нужно организовать процесс поиска фактов, т.е.
статистического материала.
Вопросами
сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая
включает огромное количество различных методов, разработанных к настоящему
времени.
Многие
из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем
более для широкого применения всеми участниками процесса. Японские ученые
отобрали из всего множества семь методов. Их заслуга, и в первую очередь
профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность,
визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты
контроля качества (рисунок 6). Их можно понять и эффективно использовать без
специальной математической подготовки.
При
всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают
возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при
необходимости совершенствовать их. Как видно из рисунка 6, к семи инструментам
контроля качества относятся следующие статистические методы: контрольный
листок, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Парето, стратификация
(расслоение), диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма), контрольная
карта. Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как
систему методов (разную в различных обстоятельствах).
Последовательность
применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена
перед системой. Точно также применяемая система не обязательно должна включать
все семь методов. Их может быть меньше, а может быть и больше, ибо существуют и
другие статистические методы, например методы оценки качества. Однако можно с
полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются
необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых, по
мнению Исикавы, помогает решить 95 % всех проблем, возникающих на производстве.
Внедрение
семи инструментов контроля качества должно начинаться с обучения этим методам
всех участников процесса. Успешному внедрению семи инструментов контроля
качества в Японии способствовало отношение руководителей компании к процессу
обучения. Они ставили и продолжают ставить перед собой цель - сделать каждого рабочего инженером, а
инженеров, не знакомых со статистическими методами, не считать полноценными
специалистами. Большую роль в обучении статистическим методам в Японии сыграли
кружки контроля качества, в которых прошли обучение рабочие и инженеры
большинства японских компаний.
Статистическое
мышление необходимо для каждого участника процесса, а для этого необходимо
знать статистические методы, которые за счет своей простоты, достигнутой в семи
инструментах контроля качества, доступны для всех. Каждый служащий компании или
организации, используя статистические методы для анализа и контроля процессов,
тем способствует повышению качества, эффективности производства и снижению
затрат.
Статистические
методы — это то средство, которое необходимо изучать, чтобы внедрить управление
качеством. Они — наиболее важная составляющая комплексной системы контроля
Всеобщего Управления Качеством.
Говоря
о семи простых статистических методах контроля качества, следует подчеркнуть,
что это инструменты познания, а не инструменты управления. Основное их
назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса
фактов для корректировки и улучшения процесса. Знания и применение на практике семи инструментов
контроля качества лежат в основе одного из важнейших требований ТQМ —
постоянного самоконтроля. Статистические методы контроля качества в настоящее
время применяются не только в производстве, но и в планировании,
проектировании, маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д.
Вне
всякого сомнения, статистические методы служат мощным средством не только
получения объективной информации, но и познания, в том числе реальных
естественных законов. Если естественные науки ограничиваются только пониманием
законов, то с помощью статистических методов делается попытка применить эти
законы для создания новых материальных ценностей для потребителя наиболее
экономичным путем.
В
управлении качеством статистический контроль должен дополняться применением
знаний естественных законов не только для понимания объектов исследования, но и
для выработки мероприятий по повышению качества. Таким образом, статистические
методы контроля имеют обширный фронт применения.
Применение
статистических методов — весьма действенный путь разработки новых технологий и
контроля качества процессов. Многие ведущие фирмы стремятся к их активному
использованию, а некоторые из них тратят более ста часов ежегодно на обучение
этим методам своих сотрудников, осуществляемое в рамках самой фирмы. Хотя
знание статистических методов — часть нормального образования инженера, само
знание еще не означает умения применить его. Способность рассматривать события
с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов.