Управление качеством
Суббота, 20.04.2024, 07:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Основные задачи менеджераРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ

ПЕРСОНАЛОМ

Области возможного приложения знаний и умений менеджеров по управлению персоналом на предприятиях весьма разнообразны. Менеджеры выявляют факты, которые позволяют руководству предприятия принимать более правильные решения в области кадровой политики, ищут пути к повышению индивидуальной и коллективной производительности труда. Специалисты по управлению персоналом занимаются также вопросами совершенствования методов подготовки кадров с учетом психологического фактора, оценки программ обучения и разработки таких методов труда, применение которых позволит сократить период обучения. Они выявляют факторы, которые повышают работоспособность, мобилизуют человека и активизируют его отношение к труду. Таким образом, менеджеры по управлению персоналом создают предпосылки для более эффективного решения производственных задач.

Направления работы менеджеров по управлению персоналом определяются системой социально-экономических факторов. Однако они зависят также от внутренних (объективных и субъективных) условий деятельности данного предприятия. Так, например, к настоящему времени сложились определенные теоретические и методические предпосылки разработки на предприятиях различных социальных подсистем управления, совершенствования системы стимулирования труда, создания оптимальных условий труда и т.п. Однако практическая реализация организационных и управленческих нововведений возможна лишь в условиях достаточно высокой заинтересованности предприятий в освоении инноваций. В этом смысле представляет интерес отношение самих руководителей к использованию менеджеров в той или иной сфере организации труда и управления.

Наиболее желательна деятельность менеджеров по управлению персоналом в таких областях, как моральное стимулирование работников, управление производственным коллективом, планирование социального развития производственного коллектива, аттестация работников, подбор и расстановка кадров, а также научная организация труда.

В настоящее время решение названных задач уже немыслимо без учета психологического фактора. Нужно научно обоснованное преобразование содержания труда как в смысле приспособления труда к требованиям личности, так и в смысле приспособления личности к труду. При решении этой задачи нужны профессиональные знания о психологических элементах трудовой деятельности, о психологических особенностях формирования отношения к труду и чувства удовлетворенности трудом и т.п., что подтверждается практическим опытом. Если, скажем, два десятилетия тому назад основными требованиями работников являлись определенный уровень заработной платы и обеспеченность жильем, то в настоящее время все большее значение приобретают требования работающих к содержанию и условиям труда.

Анализ теоретических и прикладных исследований в области промышленной психологии показывает, что не существует единой точки зрения на то, какие задачи и проблемы должны находиться на предприятии в компетенции менеджера по управлению персоналом.

В качестве основных направлений работы менеджеров по управлению персоналом можно назвать следующие:

1) аттестация кадров (изучение и фиксация деловых, профессиональных и других свойств, качеств и способностей работников);

2) аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

З) ускорение процесса адаптации работников (действия, направленные на ускорение и упрощение процесса вхождения работников в трудовой коллектив);

4) изучение условий груда (исследование различных параметров производственной среды и процесса трудовой деятельности);

5) анализ личности работника в рамках производства (изучение удовлетворенности работой и отношения к труду, выработка рекомендации для стимулирования труда);

6) решение кадровых вопросов (анализ расстановки кадров, текучести кадров, определение резерва на выдвижение внутри предприятия);

7) контроль  состояния психологического климата в коллективе (помощь в установлении личных контактов как между людьми внутри коллектива, и с внешними организациями, устранение конфликтных ситуаций);

8) разработка, внедрение и контроль выполнения правил, норм и требований на предприятии.

Нужно отметить, что состояние одной и той же проблемы может значительно отличаться на  различных предприятиях в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Ввиду того, что комплекс социально-психологических проблем любого предприятия зависит от многих причин и меняется во времени, полное понимание направлений работы менеджеров по управлению персоналом не может быть достигнуто без оценки перспектив развития всего круга рассматриваемых проблем в целом. Прогноз на ближайшие годы определяет в качестве наиболее важных проблем: удовлетворенность работников всеми сторонами производственной деятельности, адаптация в коллективе, профессиональный  рост, управление коллективом и отдельными людьми.

Исследования, выполненные в Ярославском государственном университете позволяют сделать вывод, что можно сформулировать следующие четыре наиболее общие задачи или направления работы менеджеров по управлению персоналом:

1. Формирование у работников положительной мотивации к труду.

2. Подбор, оценка и расстановка кадров.

3. Совершенствование процесса производственного обучения, повышение уровня профессионального мастерства работников.

4. Оптимизация условий труда.

Указанные направления работы менеджеров были выделены на основании следующих предпосылок. Для того чтобы работники предприятия успешно трудились, достигая высоких результатов своей деятельности, были довольны своей профессией, местом работы, т.е. успешно адаптировались к производственной среде, следует создать определенные условия. Во-первых, работа должна заинтересовать работника, создать у него положительную мотивацию к деятельности для того, чтобы человек хотел работать хорошо. Во-вторых, он должен уметь и быть способен работать, т.е. должен быть профессионально обучен. При этом возникает проблема подбора для каждого работника такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям. Наконец, в-третьих, человек должен иметь нормальные условия для работы: удобное рабочее место, эстетически оформленное производственное помещение, оптимальный режим труда и отдыха. На тех предприятиях, где осуществляется четко организованная система мероприятий, основанных на учете психологических установок, можно ожидать повышения производительности и качества труда работников, а также роста удовлетворенности работой.

По другой концепции,  к основным сферам деятельности менеджера по управлению персоналом относится участие в работе с людьми начиная с подбора, подготовки и расстановки кадров и кончая работой с пенсионерами данного предприятия. Согласно этой точке зрения, предлагается следующая группировка основных сфер деятельности, в которых принимает участие менеджер:

1. Подбор и первичное производственное обучение кадров.

2. Расстановка кадров повышение их производственной квалификации и производительности труда.

3. Закрепление кадров и предупреждению их текучести.

4. Обновление кадров и обеспечение предприятия работниками.

5. Воспитание кадров и повышение их общественной активности.

Таким образом, менеджер по управлению персоналом - это специалист, который благодаря своей профессиональной подготовке способен решать широкий круг проблем, связанных с подбором, обучением, расстановкой, ростом, закреплением, обновлением и воспитанием кадров, а также оказывать квалифицированную помощь в решении кадровых вопросов руководителей предприятий, служб, подразделений, представителям общественных организаций.

Интересен опыт организации работы менеджеров на предприятиях Чехословакии. Как первостепенная задача менеджера по управлению персоналом на предприятии рассматривается его участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников. Менеджер в процессе своей деятельности изучает поступающих на работу, анализирует их трудовой стаж, проводит собеседования, применяет психодиагностические методы (тесты, позволяющие выявить способности, интересы, анкетирование и т.п.). Существенную работу проводит менеджер и в такой области, как анализ факторов производственной среды.  Рациональная организация рабочего места, создание необходимых условий труда и обеспечение высокой культуры производства вызывают у людей чувство удовлетворенности трудом и в конечном итоге способствуют росту его эффективности. Чехословацкие ученые считают, что вопросы безопасности труда тоже должны входить в сферу деятельности менеджера по управлению персоналом. Как показала практика, в 80-90% случаев производственные травмы происходят по вине самого человека. Задачей менеджера является анализ причин травматизма и профилактика его путем воспитания правильного отношения работников к вопросам соблюдения требований безопасности труда, а также путем разработки программ активной пропаганды этих требований. Круг социально-психологических задач, которыми должен заниматься менеджер на предприятии, согласно рассматриваемой концепции можно разбить на три основные области:

1 )взаимоотношения в трудовом коллективе;

2) управление людьми в процессе труда;

3) мотивация труда.

При решении поставленных перед ним задач менеджер по управлению персоналом изучает тенденции текучести кадров, проблемы стабилизации трудового коллектива, повышение удовлетворенности работой,  улучшения отношения работников к своему предприятию.

Множество частных задач, решаемых менеджерами по управлению персоналом на предприятиях, целесообразно объединить в группы в соответствии с основными направлениями функционирования предприятия. Это позволяет более тесно связать функции менеджеров с задачами организации производства и управления. В качестве таких групп задач менеджеров по управлению персоналом выделяются работа с кадрами, организация труда, организационное управление и социальное планирование. К задачам первой группы можно отнести профессиональную ориентацию, консультирование, подбор и расстановку кадров, стабилизацию кадров и обучение персонала. Вторая группа задач связана с организацией труда и охватывает профессиографический анализ  труда различных категорий работников, создание оптимальных условий труда и рациональную организацию рабочих мест, стимулирование труда. Третья группа задач требует от менеджера участия в планировании нововведений, ликвидации трудовых конфликтов, подборе и оценке руководителей. Четвертая группа задач охватывает анализ социальных процессов на предприятии, разработку плана социального развития трудового коллектива и внедрение предусмотренных им мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Важное направление деятельности менеджеров формируется в сфере организационного управления. Объектом организационного управления является предприятие как целостная организационная система, предназначенная для выполнения социально значимых производственных задач при наличии определенных экономических и социальных ресурсов. Предметом организационного управления является многообразная деятельность коллектива, направленная на реализацию целей организации.

Можно выделить следующие задачи менеджеров в этой сфере.

1. Внедрение организационных и управленческих нововведений (мероприятий НОТ, подсистем АСУП, новых организационных структур управления, систем сетевого планирования и т.п.) показывает, что подавляющее большинство так называемых «психологических барьеров», мешающих этому процессу, имеет ярко выраженную мотивационную природу, т.е. возникает из-за низкой заинтересованности субъектов внедрения. Именно поэтому оказывается эффективным постоянное мотивационное воздействие например, в форме специальной программы обучения персонала предприятия с целью изменения психологического климата в коллективе, социальных установок поведения и т.п.

2. Интерпретация противоречий (конфликтных ситуаций) и разработка рекомендаций для устранения их. Конфликтная ситуация возникает вследствие резких расхождений в ожиданиях и мотивах поведения членов производственного коллектива, которые нарушают общность связывающих их целей, организованность и согласованность их действий. Содействие менеджера по управлению персоналом разрешению конфликта должно осуществляться на разных этапах решения спорного вопроса: при определении существа конфликта, установлении его причин, выдвижении вариантов решения, в процессе убеждения участников конфликтов в необходимости прийти к соглашению, а также при оценке реализованного решения. Если решение в действительности не приносит удовлетворения обеим сторонам, то следует вернуться к процедуре определения и выбора решения первоначальной проблемы. профессиональное мастерство менеджера в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам рационально оценить противоречивую ситуацию и преодолеть ее на основе изменения прежней точки зрения, формирования новых мотивов поведения, устранения «психологических барьеров» между конфликтующими.

3. Участие в подборе и обучении резерва руководителей. Одной из основных задач организационного управления является подбор и подготовка новых кадров компетентных и способных руководителей, которые могут заменить старые кадры. Для определения профпригодности кандидатов на руководящие должности и подбора резерва необходимо оценить наряду с другими качествами и профессионально значимые личностные качества кандидатов. Участие квалифицированного менеджера полезно в подготовке и проведении процедуры такой оценки. В качестве научно обоснованного инструмента используется при этом метод оценочной шкалы, с помощью которой лица, хорошо знающие оцениваемого (вышестоящие руководители коллеги, подчиненные), характеризуют определенные качества кандидата. Обработка этих данных проводится методом экспертных оценок. Менеджеры по управлению персоналом участвуют и в подготовке резерва, с тем чтобы выявить те профессиональные качества будущих руководителей, которые поддаются значительному развитию в процессе обучения и по мере овладения профессиональным  мастерством. Задача менеджера состоит также в том, чтобы передать кандидату на должность руководителя нужные ему психологические знания и сделать все возможное для того, чтобы эти знания стали действенным инструментом работы. С этой целью используются активные формы обучения, стимулирующие творческий подход к решению управленческих проблем.

4. Разработка процедуры и методов аттестации. Периодическая аттестация руководящих работников оценка их моральных качеств, профессионального роста, развития способностей к работе - важное звено системы повышения их квалификации. Задача менеджера состоит в том, чтобы внести психологические аспекты в критерии и методы оценки, применяемые при аттестации.

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz