9, 10 Управление
поставками. Определение и документирование требований к поставкам. Оценка и
выбор поставщиков
Организация должна
оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию
в соответствии с требованиями организации.
Должны быть
разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки поставщиков.
Примеры входов для
процесса управления поставщиками:
- оценка
соответствующего опыта;
- деятельность
поставщиков по сравнению с конкурентами;
- анализ качества
закупленной продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
- аудиты систем
менеджмента поставщиков и оценка их потенциальной способности обеспечивать
потребителей необходимой продукцией результативно, эффективно и в соответствии
с графиком;
- контролирование
сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
- финансовая оценка
обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение предполагаемого периода
поставки и сотрудничества;
- реагирование
поставщиков на запросы, котировки и участие в тендерах;
- возможности
обслуживания, монтажа и поддержки со стороны поставщиков и предыстория работы в
соответствии с требованиями;
- осведомленность
поставщиков и соответствие применимым законодательным и регламентирующим
требованиям;
- возможности
материально-технического обеспечения со стороны поставщиков, включая местонахождение
и ресурсы;
- положение и роль
поставщика в сообществе, а также его восприятие обществом.
Требования к
спецификациям поставщика на его процессы и продукцию следует разрабатывать
вместе с поставщиками, извлекая выгоду из знаний этих поставщиков.
Организации
необходимо определить потребность в записях, касающихся верификации,
информирования и реагирования на несоответствия закупаемой продукции с целью
обеспечения соответствия своей продукции требованиям потребителей и других
заинтересованных сторон.
Руководству
необходимо рассмотреть действия, требующиеся для поддержания работы организации
и удовлетворения заинтересованных сторон в случае отказа поставщиков
Критерии оценки
поставщика – это показатели, по которым производится оценка поставщика (пример
приведен на рис. 11):
·
качество
продукции, соответствующее установленным требованиям;
·
соблюдение
сроков поставки продукции;
·
цена,
соответствующая качеству продукции;
·
наличие
сертификата на систему качества, производства, продукцию;
·
другие
показатели.
Рисунок 11 - Пример
критериев и формы для проведения оценки поставщиков
Процесс оценки и
выбора поставщиков включает в себя следующие этапы:
·
анализ
данных о качестве продукции, поставляемой поставщиком, и соблюдение сроков поставки;
·
анализ
анкет, полученных от возможных поставщиков;
·
анализ
результатов посещения предприятий-поставщиков с целью оценки состояния
производства поставляемой продукции, а также оценки их системы качества;
·
присвоение
категории поставщикам;
·
составление
и утверждение «перечня одобренных поставщиков»;
·
определение
приоритетов при выборе поставщиков;
·
определение
объема входного контроля в зависимости от категории поставщиков;
·
определение
условий входного контроля и заключение договоров для поставщиков, не включенных
в «перечень одобренных поставщиков».
Например, в АО
«АВТОВАЗ» интегральная оценка поставщика состоит из четырех частных оценок.
Каждая частная оценка, в свою очередь, определяется по оценкам ряда элементарных
показателей, которые в совокупности дают возможность получить достаточно полное
представление о поставщике.
По результатам оценки
каждый из поставщиков условно получает одну из четырех категорий:
А — отличные;
В — надежные;
С — ненадежные;
D —
неудовлетворительные.
Для категорий
определен базовый набор управляющих воздействий: для отличных поставщиков —
поощрительные акции, для ненадежных и неудовлетворительных — меры управления
различной степени жесткости и санкции, вплоть до отказа от закупок для
поставщиков категории D.
11
Процессы, связанные с потребителями
Определение требований, относящихся к
продукции
Организация должна
определить:
a) требования,
установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после
поставки;
b) требования, не
определенные потребителем, к продукции, но необходимые для конкретного или
предполагаемого использования (когда оно известно);
c) законодательные и
обязательные требования, относящиеся к продукции;
d) любые
дополнительные требования, определенные организацией
Анализ требований, относящихся к продукции
Организация должна
анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен
проводиться до того, как организация примет на себя обязательства поставлять продукцию
потребителям (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, а
также изменений к ним) и обеспечивать, чтобы:
a) требования к
продукции были определены;
b) требования
контракта или заказа, отличающиеся от ранее сформулированных, были согласованы;
c) организация была
способна выполнить определенные требования Результаты анализа и последующие
действия должны регистрироваться и записи следует поддерживать в рабочем состоянии.
Там, где потребители
не выдвигают документированных требований, организация должна подтвердить эти
требования до их принятия.
Если требования к
продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующая
документация была исправлена, а заинтересованный персонал был поставлен в известность
об изменившихся требованиях.
Примечание: В
некоторых ситуациях, таких, как продажи, осуществляемые через Интернет,
практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо
этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции,
такую, как каталоги или рекламные материалы
Связь с потребителями
Организация должна
определять и осуществлять меры по поддержанию связи с потребителями,
касающиеся:
а) информации о
продукции;
b) происхождения
запросов, контракта или заказа, включая поправки;
с) обратной связи от
потребителей, включая жалобы потребителей
12 Собственность потребителей.
Сохранение продукции
Организации
необходимо определить ответственность в отношении собственности потребителей и
других заинтересованных сторон и управлять этой собственностью с целью защиты
ее ценности.
Примеры такой
собственности:
·
составные
части или компоненты, поставленные для включения в продукцию;
·
продукция,
поставленная для ремонта, технического обслуживания и ремонта или модернизации;
·
упаковочные
материалы, поставленные непосредственно потребителями;
·
материалы
потребителей, предназначенные для операций по услугам, таким, как хранение;
·
услуги,
предоставленные от имени потребителей, такие, как транспортирование собственности
потребителей третьей стороне;
·
интеллектуальная
собственность потребителей, включая спецификации, чертежи и информацию.
Сохранение
продукции
Руководству следует
определить и внедрить процессы по погрузочно-разгрузочным работам, упаковке,
хранению, консервации и поставке продукции для предотвращения повреждения,
ухудшения состояния или неправильного использования в ходе внутренней обработки
и окончательной поставки продукции.
Руководству
необходимо вовлечь поставщиков и партнеров в определение и внедрение результативных
и эффективных процессов защиты закупленных материалов.
Руководству следует
рассмотреть необходимость в любых специальных требованиях, вытекающих из
характера продукции.
Специальные
требования могут быть связаны с:
программными и
электронными средствами;
·
опасными
материалами;
·
продукцией,
требующей специального персонала для обслуживания, монтажа или применения;
·
продукцией
или материалами, являющимися уникальными или незаменимыми.
Организация
определяет ресурсы, необходимые для поддержания продукции в рабочем состоянии в
течение ее жизненного цикла для предупреждения повреждения, порчи или неправильного
использования. Организация сообщает вовлеченным заинтересованным сторонам
информацию по ресурсам и методам, требующимся для сохранения предполагаемого
использования продукции в течение всего ее жизненного цикла.
|