В 1998 году Госстандарт России принял новую Концепцию национальной системы стандартизации. Исходя из этой концепции, функция стандартов предусматривает такой уровень показателей качества и безопасности продукции, который соответствует современным требованиям санитарии, гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасность людей и их имущества.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
1. единый технический язык;
2. унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
3. типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
4. систему классификаторов технико-экономической информации;
5. достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:
1. безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
2. безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
3. обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
4. техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
5. единство измерений;
6. качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
7. экономию всех видов ресурсов.
Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.
Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.
Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.
Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:
1. стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
2. стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
3. стандарты не должны дублировать друг друга;
4. стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;
5. стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;
6. стандарты должны своевременно пересматриваться.
Нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:
государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
отраслевые стандарты – ОСТ;
технические условия – ТУ;
стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.
Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).
Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.
К функциям Госстандарта относятся:
· выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
· рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
· осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
· руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
· участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
· издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
· повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
· нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;