Управление качеством
Четверг, 18.04.2024, 07:46
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ВведениеРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Отставание уровня качества российской продукции от продукции наших конкурентов приобретаетугрожающий характер и при незащищенности федерального рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, образ жизни россиян. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов.

Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений.

Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества:
- субстратное — характерное для древних культур и сводимое к характеристике основных космических стихий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т. п.;
- предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности,
формированием научных и технических дисциплин;
- системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
- функциональное — выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;
- интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.
Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показателиВ 30-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качества продукции. В 1976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий. Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества.
Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как "совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей".

Цель качества — внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Цель качества, таким образом, определяется:
- мировоззренческими ориентирами: - логико-гносеологическими и методологическими условиями;
- психологическими факторами;
- этическими и эстетическими нормами и принципами;
- социальной основой;
- технологическими условиями.
Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.

2. Структура качества
Проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможности для изучения. Но для этого категория качество должна быть соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность.
Система представляет собой совокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей.
Структурный аспект качества выражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества.

Качество системы во многом определяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. структурой. В таком понимании элемент рассматривается как неделимый компонент целостности системы, ее неделимая целостная единица.
Всякая сложная система имеет определенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и определяет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Количественно состояние системы определяется понятием энтропия, т.е. мерой внутренней неупорядоченности системы или,
другими словами, накопления хаоса.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, т. е. речь идет об управлении качеством).
Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качество, как оно
рассматривается, и тем, как и какими методами решается вопрос об управлении им.
Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качество начинается с качества работника, его квалификации.
Другая типичная ошибка — оценка результатов работы по количеству.
Конечно, оценить количество проще, ибо оно измеряемо и наглядно.
Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники.

Обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

В 1998 году Госстандарт России принял новую Концепцию национальной системы стандартизации. Исходя из этой концепции, функция стандартов предусматривает такой уровень показателей качества и безопасности продукции, который соответствует современным требованиям санитарии, гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасность людей и их имущества.

Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

1. единый технический язык;

2. унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

3. типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

4. систему классификаторов технико-экономической информации;

5. достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

1. безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2. безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

3. обороноспособность и мобилизационную готовность страны;

4. техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5. единство измерений;

6. качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

7. экономию всех видов ресурсов.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:

1. стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;

2. стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;

3. стандарты не должны дублировать друг друга;

4. стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;

5. стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;

6. стандарты должны своевременно пересматриваться.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;

межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

технические условия – ТУ;

стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;

стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

· выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

· рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;

· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

· осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

· руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

· участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

· издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;

· повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

· нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz