Управление качеством
Пятница, 26.04.2024, 01:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Сертификация СК, цели и условияРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

6.3 Объекты аудиторской проверки. Участники проверки, состав комиссии

Команда аудиторов — это группа аудиторов Системы Качества, которой поручено проведение инспекционной проверки. Число людей в группе не устанавливается стандартом, а определяется задачами и объемом инспекционной проверки, срок проведения которой не должен быть более двух-трех дней.

Руководитель команды аудиторов является лидером аудиторов, проводящих инспекционную проверку, и должен быть более подготовленным, так как именно руководитель группы принимает все окончательные решения и несет персональную ответственность за работу аудиторской команды.

Руководитель команды (группы) аудиторов не только координирует работу группы в процессе проведения инспекционной проверки, но и участвует в ее работе, выполняя роль аудитора инспектируемой организации. В основные обязанности руководителя группы входят:

1 принимать участие в подборе других членов команды для инспекционной проверки;

2 готовить план инспекционной проверки;

3 контролировать деятельность аудиторской команды;

4 представлять членов аудиторской команды руководству организации, в которой будет проходить инспекционная проверка;

5 представлять отчет о результатах инспекционной проверки (рапорт аудита) клиенту.

При выборе экспертов-аудиторов и главного эксперта-аудитора для выполнения отдельных заданий, чтобы обеспечить соответствие навыков экспертов-аудиторов каждому заданию, руководство программы проверки должно учитывать следующие факторы:

·         тип стандарта на системы качества, на соответствие которому предстоит провести проверку (например, стандарт на производство продукции, программное обеспечение или услуги);

·         виды услуг или продукции и связанные с ними нормативные требования (например, охрана здоровья, продовольствие, страхование, ЭВМ, контрольно-измерительная аппаратура, ядерные устройства);

·         необходимость в профессиональной квалификации или технической
экспертизе по отдельным дисциплинам;

·         численность и состав группы экспертов-аудиторов;

·         необходимые навыки по руководству группой;

·         способность эффективно использовать умения и навыки различных членов группы экспертов-аудиторов;

·         личное профессиональное мастерство, необходимое для работы с конкретной организацией;

·         требуемая степень владения языком;

·         отсутствие любого реального или предполагаемого конфликта интересов;

·         другие соответствующие факторы.

Порядок и правила проведения сертификации систем качества. Цели и условия проведения сертификации

Предприятиям, претендующим на сертификацию системы качества, и орган но сертификации вместе с заявкой и сопроводительным письмом следует направлять: анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества; общее руководство по качеству (или основной СТП системы качества), информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, результатах ранее проведенной на предприятии сертификации, испытаниях продукции и т.п.); декларацию о соответствии системы качества; счет оплаты за проведение первого этапа проверки системы качества. По просьбе органа по сертификации могут быть представлены также другие сведения и данные о предприятии и системе качества. 

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами).

8 Этапы и организация работ по сертификации систем качества

8.1 Предсертификационный этап

В таблице 8.1 приведен предварительный этап по сертификации систем качества.

Организация работ включает следующие этапы:

Таблица 8.1

1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества

Состав работ

Исполнитель

1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации

Предприятие

1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества

Предприятие

1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества

Орган по сертификации

1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества

Предприятие, орган по сертификации

Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.

Предварительная оценка проводится органом по сертификации с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации.

Предварительная оценка осуществляется на основе анализа сведений, имеющихся в таких исходных документах, представленных заявителем в орган по сертификации, как:

·         декларация-заявка на проведение сертификации;

·         политика организации (заявителя) в области качества;

·         перечень внутрифирменных документов системы качества;

·         организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества;

·         анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы качества;

·         исходные данные для предварительной оценки состояния производств.

Орган по сертификации вправе также затребовать от проверяемой организации другие дополнительные сведения, необходимые для сертификации систем качества. К их числу могут быть отнесены стандарты предприятия, регламентирующие проведение испытаний и контроля, документы, описывающие технологию (процедуры) изготовления продукции или проведения работ, стандарты на процессы управления документацией.

Анализ исходных документов проводится комиссией, возглавляемой главным экспертом. Одновременно с анализом исходных данных, поступивших от заявителя, может быть проведено предварительное ознакомление с системой качества или ее элементами с выездом представителя органа по сертификации на предприятие, а также может быть организован сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции из таких независимых источников, как органы государственного надзора и контроля, общества потребителей, ремонтных организаций и др.

8.2 Этапы и организация работ по сертификации систем качества. Проверка и оценка системы качества в организации

В таблице 8.2 приведен этап окончательной проверки и оценки системы качества.

Окончательная проверка и оценка системы качества включает следующие мероприятия:

Таблица 8.2

2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества

Состав работ

Исполнитель

2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке

Предприятие

2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества

Орган по сертификации

2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.4. Проведение проверки системы качества

Орган по сертификации, предприятие

2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания

Орган по сертификации

2.6. Проведение заключительного совещания

Орган по сертификации, предприятие

2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества

Орган по сертификации

2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества

Орган по сертификации

При подготовке к проверке и оценке системы качества составляется программа проверки, распределяются обязанности между членами комиссии, готовятся рабочие документы. Программы проверки разрабатывает главный эксперт и утверждает руководитель органа по сертификации. Программа согласовывается с проверяемой организацией. В интересах возможного исключения преждевременного раскрытия конкретных деталей проверки, которые могут помешать сбору объективной информации, эти детали сообщаются заявителю только в ходе проверки.

Программа проверки составляется таким образом, чтобы была возможность изменения приоритетности проверяемых элементов системы качества в зависимости от получаемой в ходе проверки информации. Несмотря на гибкость программы, обязательной проверке подлежит система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным обязательной сертификацией.

Рабочие документы, разрабатываемые экспертами, носят вспомогательный характер, их применяют для облегчения, упорядочения и повышения эффективности проверки. Эти документы не должны ограничивать инициативу экспертов и исключать возможность проведения дополнительных проверок, необходимость которых может возникнуть на основании информации, полученной в ходе проверки. К их числу могут быть отнесены перечни контрольных вопросов для оценки элементов системы качества, формы для документирования вспомогательных данных и др.

Предварительное совещание проводится с целью представления членов комиссии представителям проверяемой организации, сообщения о целях и программе проверки, используемых при проверке методов и процедур, установления процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации, определения этапов и сроков проведения проверки.

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится посредством опроса персонала, анализа используемых документов, анализа процессов производства, анализа деятельности функциональных подразделений, анализа деятельности персонала, изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции. При проверке и оценке системы качества, распространяющейся на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, необходим дополнительный анализ конструкторской и технологической документации, нормативных документов (ГОСТ, ТУ, СТП и др.), методической документации (методик проведения работ, инструкций и т. п.), рабочей аналитической документации (протоколы и отчеты испытаний, планы контроля, рабочие журналы, формы регистрации наблюдений и пр.), состояния средств технологического оснащения и средств контроля и измерений параметров процессов и продукции. Этим проверяется способность организации обеспечивать соблюдение обязательных требований к продукции.

Полученная в результате опроса информация сопоставляется с информацией, полученной из других независимых источников, таких как физические наблюдения, измерения, зарегистрированные данные. Все наблюдения документируются и подтверждаются объективными данными. Особенно четко должны фиксироваться данные, указывающие на наличие несоответствий.

Следует уделить особое внимание определению последнего понятия. Как известно, несоответствие - это невыполнение установленных требований. Ввиду трудности формализации критериев несоответствия требований к элементам системы или их отдельным составным частям (субэлементам), в ГОСТ 40.003-96 сделана попытка дифференцировать это понятие. В частности, определение понятия "несоответствие" предполагает отсутствие одной или нескольких характеристик качества продукции (услуг) или элементов системы качества, или их уклонение от установленных требований.

В этой связи введено определение понятия "значительное несоответствие", как отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или субэлемента системы качества.

В процессе проверки системы качества могут быть выявлены единичные упущения или упущения в документации, элементе или субэлементе как части системы качества предприятия. Эти упущения классифицируются как "малозначительные несоответствия". Малозначительное несоответствие представляет собой небольшую ошибку или недочет, но не проблему, требующую немедленного решения. Хотя малозначительные несоответствия, относящиеся к одному и тому же элементу, но отмеченные многократно, могут быть характеризованы как значительные несоответствия.

В любом случае каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами, дифференцировано на значительные (категория 1) и малозначительные (категория 2) и зарегистрировано в специальных бланках.

Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. В противном случае не может быть принято решение об одобрении системы качества. Решение о рекомендации системы качества к сертификации (отказе в сертификации системы качества) принимает главный эксперт по согласованию с руководством органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества. Окончательное решение о регистрации сертификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разрешения (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра.

По результатам сертификации систем качества предприятию выдается сертификат на систему качества. Знак соответствия системы качества состоит из единого Знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертификации, и Знака органа по сертификации. Знак соответствия размещается на сертификате на систему качества. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, не превышает 3 лет. По окончании его действия проводится ресертификация системы качества.

Правила применения сертификата и знака соответствия системы качества:

Сертификат и знак соответствия системы качества могут применяться в рекламных целях.

Знак соответствия может применяться в публикациях, рекламных материалах, сопроводительной документации. При этом воспроизводить знак соответствия можно любым цветом одного тона в полном, увеличенном или уменьшенном размере при условии сохранения его структуры, пропорций, содержания и возможности прочтения букв, содержания в знаке. Минимальный размер знака по высоте 10 мм.

Знак соответствия не может наноситься на выпускаемую продукцию, тару, упаковку, а также в случаях, приводящих к расширению сферы его действия, т.е. применительно к продукции, на которую не распространяется сертификация системы качества.

 

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz