Управление качеством
Пятница, 26.04.2024, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ВведениеРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Введение

Окружающий мир как совокупность материальных объектов (предметов, процессов, систем), находящихся в определенных отношениях друг с другом, оказывает влияние на производственную деятельность человека. Ему необходима информация, адекватно отражающая свойства или совокупность свойств объектов материального мира и связи между свойствами.

Свойство как философская категория выражает такую сторону объекта, которая обуславливает его общность или различия с другими предметами и обнаруживается в отношении к ним. В связи с этим возникла необходимость идентифицировать свойства, присвоив им наименование, и понять, представляет ли совокупность свойств просто их объединенных или она обуславливает некоторую индивидуальную особенность объекта. Именно свойство называется величиной, которая определяется следующим образом:

Величина – это особенность, свойство, общее в качественном отношении многим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Понятие «величина» потребовало привлечения таких понятий «количество» и «качество».

Количество как философская категория выражает внешнюю определенность свойства объекта, а качество - внутреннюю определенность объекта, благодаря которым он является этим, а не иным.

Качество – объективная и всеобщая характеристика объекта, определяемая совокупностью его свойств.

Гегель «Качество - тождественное с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество».

Понятие «количество» применим не к объекту, а к величинам представляющим его свойство, и понятие «качество» характеризуется материальным объектом в целом. Эти понятия являются несводимыми друг к другу в том смысле, что качество не может быть интерпретировано как величина, имеющая количественное значение и, наоборот, значение величины, представляющее одно конкретное свойство не может выступать всеобъемлющей характеристикой объекта. Количественное представление величины, основано на использовании единицы этой величины, воспроизводимой соответствующим государственным эталоном. Категория качества, как характеристика объекта, не может быть выражена количественной мерой из-за принципиальной невозможности имеет универсальную единицу качества, воспроизводимую эталонным объектом. По качеству материальные объекты могут находится только в отношении  эквивалентности и  предпочтении: лучше-хуже, годный-бракованный, и только если они однородные. В установлении предпочтения могут использоваться и количественные характеристики (количество баллов, очки при оценке футбольных команд или экспертные оценки качества сложных изделий одинакового назначения).

Задача повышения качества продукции в настоящее время становится одной из главных в мире. Но для того, чтобы улучшить качество, нужно, прежде всего, уметь его количественно определять. Применение численных методов – одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых решений при управлении качеством. Объективные условия современного производства все более настоятельно требуют надежные методы оценки качества продукции и опытно-конструкторских разработок. Все это предопределит актуальность появления научной области, охватывающей методологические и практические вопросы количественной оценки качества, получившей название квалиметрия.

1.1. История квалиметрии

Первые известные случаи оценки качества относятся к XV веку до Н.Э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальными знаками. Это была оценка качества по шкале наименований. Все возрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведения. В 1549 году в Италии при Пауданском университете была создана первая кафедра товароведения.

История учения о качестве начинается с квалитативизма Аристотеля, который осуществил системные исследования природы качества, выполнил первую классификацию качества, сформулировал принцип целостности (несводимость качества целого к качествам его частей) и представление об иерархической структуре качества материальных объектов.

«Качественное» понимание количества Аристотелем впоследствии глубоко развивает Гегель, который создает представление о цикличности развития качеств. В его представлении качество раскрывается через понятия: «граница», «определенность», «свойство», «количество», «мера». Он считает, что количество беднее соответствующего качества и выступает «снятым качеством». Уже у Гегеля намечена концепция сведения внешне разнородных предметов к более общему качеству.

К. Маркс развил гегелевское учение о качестве и дополнил природные (материально-структурные) и функциональные качества третьим родом качества – системным, социальным. Значение открытия К. Марксом системных качеств чрезвычайно важно для становления квалитологии. В.П. Кузьмин отмечает: «Значение открытия системных качеств и отношений чрезвычайно велико, ибо без знания их закономерности всякое изучение сложных объектов (особенно социальных) вольно или невольно будет сбиваться на путь сведения сложного к простому».

Интерес представляет концепция системно-социального качества Н.Д. Кондратьева, который первым обратил внимание на то, что вещи образуют «естественную природную среду общества» (первая категория вещей) и одновременно выступают как продукты общественной жизни, «точки скрещивания общественных сил», «конденсаторы определенных общественных качеств и свойств» (вторая категория вещей), которые и есть проявление в них системных, социальных качеств. Своеобразное системно-методологическое преобразование учений о качестве Аристотеля – Канта – Гегеля – Маркса – Кондратьева является теоретическим базисом нового квалитативизма как основы квалитологии.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным признакам. В конце XIX века в Европе и США стали использоваться методы оценки качества с помощью баллов.

В 1907 году академик А.М. Крылов – известный кораблестроитель – обосновал и применил метод оценки качества кораблей с помощью коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и их неравнозначности. В 1922 году П. Бриджмен и 1928 году М. Аранович в ССР предложили способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров. С 50-ых годов по 90-ые годы у нас в стране начинает оформляться новая научная дисциплина, создателями которой были Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, В.В. Кочешков, М.З. Свиткин, Э.П. Райхман, Г.Н. Солод, А.И. Субетто и др.

Летом 1967 году в ресторане «Будапешт» состоялась встреча, в которой  А.В. Гличев, Г.Г. Азгальдов, М.В. Федоров, В.П. Парнов, З.Н. Крапивенский, Ю.П.Кураченко (Хвастунов Р.М. Зарождение квалиметрии – III Симпозиум «Квалиметрия человека и образования: метрология и практика, часть 1, под редакцией А.И.Субетто и Н.А. Селезневой. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1994. – с.45-50») обсуждали предмет новой области знания, его методы. Впервые прозвучал термин «квалиметрия», предложенный А.А. Азгальдовым и Ю.П.Кураченко в журнале «Стандарты и качество», 1968г., выпуск 1. Результатом этой встречи была статья, в которой квалиметрия была названа своим именем. Завершающей фазой этого периода, по существу, открывшей миру новое направление в науке, явилась монография Г.Г.Азгальдова и Э.П. Райхмана «О квалиметрии» (1973 год).

За этот короткий по историческим меркам промежуток «Квалиметрия» стала неотъемлемой частью в сфере управления и оценки качества различных объектов. Возникли теоретические основы квалиметрии.

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz