16. Стандарты ISО серии 9000 и ТQМ
Сертификация
Системы Качества организации на соответствие ISО 9000 не означает сертификации
продукта, выпускаемого этой организацией. В ряде европейских стран, когда
производитель (в рекламных целях) пытается представить результаты своей
сертификации как сертификацию продукта, то он наказывается государством.
Следует всегда помнить, что сертификация на соответствие стандарту серии ISО
9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен
выпускать продукт с тем качеством, которое поставщик предварительно обещает
потребителю. Вместе с тем сертификация Системы Качества минимизирует, но не
исключает риск потребителя в получении некачественной продукции при
изготовлении определенной партии или конкретного экземпляра продукции
В
то же время работа производителя в условиях ТQМ позволит не только конфликтных
ситуаций между поставщиком и потребителем, учитываемых стандартами ISО серии
9000, но и в зависимости от точки зрения производителя на различные элементы
стратегии ТQМ, позволят ему успешно
конкурировать на рынке.
Известные
специалисты в области качества Деминг, Джуран и Кросби выдвинули ряд, состоящий
из 10-14 шагов или пунктов, которые, по их мнению, обеспечат
конкурентоспособность качества. Учитывая, что некоторые из этих шагов или
пунктов перекликаются или являются составными частями других пунктов, Джон
Рэббит и Питер Бергх объединили их в семь успешных факторов качества:
·
фокус на потребителя (customer focus);
·
фокус на процесс и его результаты (process
versus results focus);
·
управление участием/ответственностью
(management+commitment / responsibility);
·
непрерывное улучшение (continuons
improvment);
·
проблемы, зависящие от рабочих, должны
составлять не более 20 % (less then 20% of problems caused by workers);
·
проведение измерений (performance measures);
·
постоянно действующие сквозные функциональные
Советы (cross functional councils create constancy), представляющие собой
постоянно действующие команды по
улучшению качества.
Все
эти факторы уже рассматривались нами ранее, и на них, как очевидно, базируется
концепция ТQМ.
Стандарты
качества предназначены в первую очередь для защиты каждого индивидуального
потребителя, которому безразлична точка зрения поставка на концепции ТQМ, но
он хочет иметь максимальную гарантию того, что поставляемый ему продукт
качественный, т.е. соответствует тому, что обещает поставщик. Такую гарантию и
обеспечивают стандарты ISО серии 9000.
Сертификация
организации на соответствие стандартам ISО серии 9000 создает доверие
потребителя к процессу производства и сервиса, а также уверенность в том, что
он получит продукт того качества, которое ему обещали. Помимо этого работа
производителя в соответствии с ISО 9000 способствует снижению его затрат,
улучшению качества и сокращению сроков поставки продукта потребителю. Как уже
отмечалось ранее, сам по себе стандарт ISО 9000 не создает всего этого чуда, но
является фундаментом для успешного решения возникающих проблем. Хотя стандарты
качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между
потребителем и производителем, устранении различных помех международной
торговли и распространении культуры качества, следует помнить, что они, отражая
базовую модель Системы Качества в рассматриваемый период времени, не могут
охватить все аспекты качества. Дело в том, что перевод основных концепций ТQМ в
корпоративную культуру и отношения производителя с потребителем усложняет
характеристику компании так, что большая часть вопросов ее деятельности
является неосязаемой и, таким образом, не может быть оценена объективными
критериями стандартов. Кроме того, TQM динамично, в то время как любой другой
стандарт, по определению, статичен, несмотря на то, что он может
совершенствоваться, изменяясь в соответствии с возрастающими требованиями к
конкурентоспособному качеству.
Пути
улучшения качества и совершенствования продукта, полученного в результате
процесса, дает только модель ТQМ. Безусловно, если Система Качества
производителя сертифицирована в соответствии с ISО 9000, то это помогает в
конкурентной борьбе, ибо потребитель больше доверяет сертифицированному
поставщику. Но когда в конкурентной борьбе участвуют сертифицированные
поставщики, то выигрывает производитель с конкурентоспособным качеством,
который постоянно работает над его улучшением, например по КАIZЕN. В этом
случае нужно четко представлять ситуацию (внутреннюю и внешнюю), в которой
находится предприятие, чтобы путем сравнения и анализа подготовить предложения
для КАIZЕN.
Самооценка,
включающая в себя самоконтроль, является первым и необходимым шагом по пути
улучшения Системы Качества предприятия.
Формальные
отличия ISО 9000 и ТQМ приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Стандарты ISO 9000 и TQM
ISO 9000
|
TQM
|
-Нет необходимости
фокуса на определенного потребителя
|
-Фокус на
определенного потребителя
|
-Не интегрировано в
корпоративную стратегию
|
-Интегрированная
стратегия компании
|
-Фокус на
технические системы и процедуры
|
-Фокус на
философию, концепции, инструменты и методологию
|
-Вовлечение всех
сотрудников не обязательна
|
-Подчеркивает
необходимость вовлечения всех сотрудников
|
-Не фиксирует на
непрерывном улучшении
|
-Непрерывное
улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется
непрерывным и неоканчивающимся путешествием в качество
|
-Ответственность за
качество должна быть определена и документально оформлена, но часто
ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения,
например отдел качества
|
-Каждый сотрудник
отстветствен за качество
|
-Возможность фокуса
на подразделения
|
-Организация всех
подразделений, функций и уровней
|
-В основном
статичен
|
-Подразумевает
изменение процесса и культуры
|
Таблица 2 – Развитие стандартов ИСО 9000
Год
|
История появления ISO 9000
|
Стандарты ISO 9000
|
1946 г
|
создание
Международной организации по стандартизации - ISO (International Organization
for Standartization).
|
|
1987 г.
|
появление
разработанной комитетом ISO (Международная организация по стандартизации)
серии стандартов ISO 9000 (на основе британского стандарта BS 5750).
|
Опубликование
пяти стандартов серии
1. ISO 9000-87,
2.ISO 9001-87,
3.ISO 9002-87,
4.ISO 9003-87,
5.ISO 9004-87
и
словаря терминов в области обеспечения качества (ISO 8402-86).
|
1994 г.
|
Стандарты
ИСО серии 9000 версии 1994 могут быть условно разделены на три отдельные
группы.
|
1.1.
Первая группа – Базовые стандарты
Данная
группа включает 4 стандарта ИСО (9001, 9002, 9003, 9004).
- ИСО
9001:1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при
проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
- ИСО
9002:1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при
производстве, монтаже и обслуживании.
- ИСО
9003:1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при контроле
и испытаниях готовой продукции.
- ИСО
9004:1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества.
|
1.2. Вторая
группа - стандарты поддержки
Данная
группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи:
1. В
выполнении деятельности, связанной с проверками (аудитами) системы качества,
а именно:
-
планирования, подготовки и проверки системы качества (ИСО 10011-1:1990);
-
подбора и обучения экспертов для проверок системы качества (ИСО
10011-2:1991);
-
подготовки и руководства программой проверок системы качества (ИСО
10011-3:1991).
2. В
определении:
-
терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ИСО
8402:1994);
-
областей применения стандартов (ИСО 9000-1:1994);
-
базовых характеристик системы метрологического обеспечения качества,
необходимых для измерительной системы поставщика (ИСО 10012-1:1992).
|
|
|
|
1.3.
Третья группа - методические руководства. Данная группа содержит
методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи:
1. В
практическом применении ИСО 9001, 9002 и 9003 (ИСО 9000-2:1993, ИСО
9000-3:1991; ИСО 9000-4:1993).
2. В
применении ИСО 9004-1 для:
-
внедрения системы качества в сфере услуг (ИСО 9004-2:1991);
-
управления качеством перерабатываемых материалов (ИСО 9004-3:1993);
-
непрерывного улучшения качества внутри организации (ИСО 9004-4:1993).
3. В
подготовке Руководств по качеству (ИСО 10013).
4. В
подготовке и применении:
- планов
по качеству (ИСО 1005);
-
обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006);
-
конфигурации управления (ИСО 1007);
-
персональной ответственности за изучение потребностей потребителя и
последующее их удовлетворение (ИСО 10014);
- планов
непрерывного обучения и подготовки персонала (ИСО 10015).
|
2000 г.
|
В
результате пересмотра комплекс стандартов ИСО 9000:2000 теперь содержит 5
базовых стандартов:
|
- ИСО
9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь”;
- ИСО
9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования” (устанавливает
минимальный набор требований к системам качества и применяется для целей
сертификации);
- ИСО
9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по
улучшению качества” (содержит методические указания по созданию систем
менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность
деятельности);
- ИСО
19011:2000 "Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества
и охраны окружающей среды”;
- ИСО
10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».
|
2002
г.
|
Принят
стандарт ИСО 19011:2002
|
ИСО 19011:2002
«Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны
окружающей среды». Этот стандарт заменил собой стандарт ИСО 10011 часть 1,
часть 2 и часть3.
|
2005 г.
|
Обновление
ИСО 9000
|
ИСО 9000:2005 –
«Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь». Этот
стандарт заменил собой стандарт ИСО
9000:2000.
|
2008 г.
|
|
ИСО 9001:2008
«Системы менеджмента качества. Требования». – В ноябре 2008 года был
опубликован текст новой версии стандарта заменяющий собой стандарт ИСО
9001:2000.
|
2009 г.
|
Выход
новой версии стандарта ISO
9004:2009
|
ISO 9004:2009 Managing for the sustained success
of an organization -- A quality management approach
|
|
|
|
|
|