Сертификация.
Общие положения
1.1 Понятие
сертификации. Сущность и содержание сертификации
Сертификат от лат.
certim – верно, facere – делать.
Сертификация в
общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия.
Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие
чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.
Сертификация – это
документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям,
конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация является
очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны,
продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также
закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило
широкое распространение сертификации.
Сертификация
появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной
к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды
заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность
поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной
продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные
требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.
1.2 Сертификация продукции. Схемы сертификации.
Субъекты сертификации
Сертификация
продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с
целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция
отвечает определенным стандартам или другим НТД.
В случае получения
положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый
"сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем
минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный
документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.
Еще одним способом
подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в
которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную
ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту
или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При
этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых
пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах
производства.
В настоящее время
существует ряд систем сертификации продукции.
Национальная система
сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или
неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации
в Российской Федерации определен Госстандарт России.
Региональная
международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых
стран одного региона. Например, в рамках Европейской экономической комиссии ООН
на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.
Международная система
сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира
правительственной международной организацией.
Самостоятельная
система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем
продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под
свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя
о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.
Система сертификации
продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет,
оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и
проводимых им мероприятий требованиям НТД.
В целях обеспечения
необходимой информацией потребителей, заказчиков, хозяйствующих субъектов и
других заинтересованных лиц, Госстандарт России ежегодно публикует перечень
Систем сертификации, в которых осуществляется сертификация систем качества, и перечень
органов по сертификации, зарегистрированных Госстандартом России в соответствии
с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг". Аналогичным образом
осуществляется информация зарегистрированных систем качества.
В руководстве ИСО
определены восемь схем сертификации третьей стороной (см. Приложение 1):
1. Испытания образца
продукции.
2. Испытания образца
продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами,
закупаемыми на открытом рынке.
3. Испытания образца
продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.
4. Испытания образца
продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными
на открытом рынке и полученными с завода.
5. Испытания образца
продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на
основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных
с завода и открытого рынка.
6. Только оценка
заводского управления качеством.
7. Проверка партий
изделий.
8. 100%-ный контроль.
При сертификации
продукции целесообразно применять схемы 5 и 6 в следующих случаях:
- реальный объем
выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
- технологические
процессы чувствительны к внешним факторам;
- установлены
повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
- сроки годности
продукции меньше, чем время, необходимое для организации и проведения испытаний
в аккредитованной испытательной лаборатории;
- характерна частая
смена модификации продукции;
- испытания являются
дорогостоящими и для заявителя экономически целесообразно их сокращение или
исключение;
- продукция может быть
испытана только после ее сборки, установки или монтажа у потребителя (заказчика).
Схема 6 может быть
использована также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не
изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура
сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных
документов, применяемых в Российской Федерации.
Схемы 9-10 основаны
на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как
общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным
требованиям.
Анализ состояния
производств при сертификации продукции по схемам 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а
осуществляют эксперты по сертификации систем качества (производств). При проведении
обязательной сертификации по этим схемам в случае наличия у изготовителя сертификата
соответствия системы качества или производства анализ состояния производства не
проводится.
В процессе
деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с субъектами
этого процесса (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Взаимоотношения субъектов сертификации
Испытания образцов
продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний,
оформленные в виде протокола, передаются в орган по сертификации. Орган по
сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства
(если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с
другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами
и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным
требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.
1.3 Нормативное обеспечение работ по
сертификации систем качества. Правовые основы сертификации в РФ. Система
сертификации ГОСТ Р
Основополагающим
межотраслевым документом федерального уровня в области сертификации сегодня
являются "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации".
Данные правила применяются при организации работ по обязательной и добровольной
сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации,
однородной продукции. Положения данного документа разрабатывались с учетом
действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации
нормативных документов, таких как руководства ИСО и МЭК, международные
стандарты серий 9000 и 10000, европейские стандарты 45000 и 29000 и другие
документы международных и региональных организаций, осуществляющих работы но
сертификации. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков
соответствия за рубежом.
Положения данного
документа распространялись не только на организацию и проведение работ по
обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а и на такие объекты,
как процессы, работы, системы качества.
Первым
законодательным актом, вводящим обязательную сертификацию в стране, является
Закон РФ "О защите прав потребителей", согласно которому обязательной
сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами или
стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья
потребителя и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда
имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и
здоровья потребителя.
Обязательная
сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ "О сертификации
продукции и услуг", вводится законодательными актами РФ для определенной
продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами
исполнительной власти.
Национальным органом
РФ по сертификации является Госстандарт России, который координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти в области обязательной
сертификации с целью реализации государственной политики, устанавливает общие
правила и рекомендации по проведению работ по сертификации с учетом
международной практики, устанавливает общие требования к экспертам по
сертификации и порядок их подготовки и аттестации, ведет Государственный реестр
систем сертификации и знаков соответствия, опубликовывает официальную информацию
по всем аспектам сертификации, готовит предложения о присоединении к
международным (региональным) системам сертификации и заключает соглашения о
взаимном признании результатов сертификации, взаимодействует с национальными
органами по сертификации СНГ и других зарубежных государств.
На этой основе
сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ
РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг,
подлежащих обязательной сертификации. Привязанная к классификаторам ОКП и Товарной
номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), данная номенклатура
однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные
стандарты (в том числе принятые в РФ межгосударственные и международные стандарты),
санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по
безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством
РФ содержат обязательные требования к продукции.
Однако, развитие
отечественной сертификации, активизация деятельности различных структур
промышленности, развивающееся техническое видовое законодательство обусловили
необходимость упорядочения деятельности по сертификации систем качества и формирование
условий, обеспечивающих интеграцию этой деятельности в Российской Федерации с
международной деятельностью.
Эти обстоятельства
предопределили разработку и введение с 1 октября 1995 года национального
стандарта ГОСТ Р 40.001-95, устанавливающего принципы и общие правила организации
работ по сертификации систем качества в Российской Федерации. Гармонизация положений
данного государственного стандарта осуществлялась с учетом международных стандартов
ИСО серии 9000 и 10011, руководств ИСО/МЭК 40, 48, 53, 56, 61, 62, европейского
стандарта EN 45012 и других международных документов по сертификации систем
качества.
Организация работ по
сертификации систем качества (производств) основывается на таких основных
общепринятых в практике сертификации принципах, как
·
добровольность;
·
бездискриминационный
доступ к участию в процессах сертификации;
·
объективность
оценок;
·
воспроизводимость
результатов оценок;
·
конфиденциальность;
·
информативность;
·
специализация
органов по сертификации;
·
обязательность
проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно
регулируемой сфере;
·
достоверность
доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным
требованиям.
Принцип
добровольности основывается на том положении, что сертификация систем качества
в Регистре осуществляется только по инициативе заявителя и при наличии письменной
заявки, если иное не предусмотрено законодательными актами.
К сертификации в
Регистре допускаются все организации, подавшие заявку на сертификацию и
признающие установленные принципы, требования и правила. Кроме этого, исключается
любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации, будь то
цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по
срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и др.
Объективность оценок
обеспечивается, во-первых, независимостью органа по сертификации и привлекаемых
им экспертов от заявителей или других организаций, заинтересованных в результатах
оценки и сертификации, во-вторых, полнотой состава комиссии экспертов,
в-третьих, компетентностью проводящих сертификацию экспертов, аттестованных в
Системе сертификации персонала.
Для обеспечения
воспроизводимости результатов оценок применяются правила и процедуры проверки,
основанные на единых требованиях, оценка проводится на основе фактических
данных, результаты оценки документально фиксируются, органом по сертификации
создана система учета и хранения документации.
Конфиденциальность
всей информации об организации на всех этапах сертификации и по ее результатам,
характеризующим состояние системы качества (производства) и соответствие персонала,
обеспечивается руководством органа по сертификации как в части штатного, так и
привлекаемого к работам по сертификации персонала. К конфиденциальной
информации, в частности, относятся:
·
сведения
о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции,
"ноу-хау", коммерческие данные и сведения, которые могут представлять
интерес для конкурентов;
·
сведения
о недостатках организации, несоответствиях, материальных, организационных и
технических трудностях, которые могли бы повредить престижу организации, принести
ей моральный или материальный ущерб;
·
сведения
об экономических взаиморасчетах между участниками сертификации и др.
Информацию,
составляющую служебную или коммерческую тайну, защищают способами,
предусмотренными гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами.
В случае, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также условия
производства могут угрожать здоровью потребителей и представляют опасность для
экологии, принцип конфиденциальности информации не соблюдается.
Информативность
достигается ежегодными официальными публикациями Регистра и через периодические
издания организаций Госстандарта России о сертифицированных системах качества
(производств) или об аннулировании сертификатов. Официальным источником по всем
этим вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств Регистра.
Специализация органов
по сертификации систем качества (производств) достигается как областью
аккредитации органа, так и наличием в его штате или среди привлекаемого
персонала экспертов и консультантов, специализированных в соответствующей сфере
деятельности (помимо экспертов по сертификации систем качества).
В случае, когда в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к продукции
(услуге) предъявлены обязательные требования, устанавливаемые в государственных
стандартах или иных документах, при сертификации систем качества (производств)
обязательно проверяется способность предприятия обеспечивать соблюдение этих
требований.
Достоверность
доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001:2000
оценивается органом по сертификации систем качества.
Обязательная
сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ "О сертификации
продукции и услуг", вводится законодательными актами РФ для определенной
продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами
исполнительной власти.
Обязательная система
создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по
охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В
этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не
только реализовать продукцию, но и производить ее.
Добровольная система
сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее
изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие
любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать
очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.
Комплекс государственных стандартов
«Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем
качества»
Для организации и
обеспечения работ по проведению обязательной сертификации на основе законов
"О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и
услуг" Госстандартом России разработаны и введены в действие
основополагающие документы Системы сертификации ГОСТ Р. Принципы и правила
системы опираются не только на указанные законы, но и на зарубежный опыт. Система
сертификации ГОСТ Р — крупная система сертификации в России. Она охватывает
виды продукции, подлежащие сертификации, и с полным основанием можно считать
эту систему определяющей практику массовой сертификации продукции в России.
Основные принципы Системы, ее структура и правила проведения работ устанавливаются
комплексом документов Системы сертификации ГОСТ Р, который состоит из следующих
основных групп: общесистемные положения; сертификация продукции; сертификация
услуг; сертификация систем качеств и производств. Каждая группа документов
содержит основополагающие документы и документы, развивающие их отдельные положения.
При проведении работ
как по обязательной, так и добровольной сертификации в Системе сертификации
ГОСТ Р Госстандартом России создан Регистр систем качества (рис.2.1). Он
представляет собой систему сертификации, сформированную в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, государственными
стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами
(стандарт ИСО 8402; стандарты ИСО серии 9000; ИСО 10011-1-ИСО 10011-3; Руководства
ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации EAC по применению EN
45012, Рекомендации EQC " по проведению проверок систем качества и
сертификации систем качества третьей стороной (EQC 147)).
Рис.2.1 Структура
Регистра систем качества
Регистром
осуществляется не только сертификация систем качества, но и сертификация производств,
инспекционный контроль за сертифицированными объектами, международное сотрудничество
в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов
сертификации.
Основу нормативной
базы Регистра составляют нормативные документы, устанавливающие требования к
сертифицируемым системам качества. Это государственные стандарты ГОСТ Р ИСО
9001. В отдельных случаях сертификация системы качества, по желанию заявителя,
может проводиться на соответствие иному документу, определенному заявителем.
Общие правила и
процедуры сертификации систем качества и производств определены стандартами
ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.003-96, ГОСТ Р 40.005-96.
Кроме приведенных
документов, нормативную базу Регистра составляют документы, устанавливающие
деятельность его структурных подразделений, и требования к персоналу (экспертам),
осуществляющим проверку, оценку и сертификацию систем качества и производств
(ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ПР 50.3.001).