4.3
Проведение аудита
4.3.1 Планирование и проведение вводного собрания
Вводное собрание
(совещание) является начальным этапом непосредственного проведения аудита.
Обычно ведет собрание руководитель группы аудиторов. Вводное собрание рекомендуется
построить по следующему плану:
1. Представление группы аудиторов.
2. Причины проведения
аудита и область (проверяемы структурные подразделения, виды деятельности,
глубина и детали аудита и т.д.). Область проведения аудита заранее согласовывается
документально.
3. Требования
стандарта, используемые в качестве основы для аудита. Упоминается согласованная
редакция стандарта.
4. Детализация
выполняемых действий.
5. Даются пояснения
по несоответствию, их классификации и способам отчетности. Дается информация об
ограничениях количества несоответствий.
6. Определяется
статус системы документации, проверяемой в процессе аудита.
7. Представляются и
инспектируются сопровождающие лица согласно плану аудита.
8. Сообщаются сроки
дополнительных встреч членов группы, в том числе совместных с представителями
проверяемой организации.
9. Проверяется
осведомленность персонала о сроках проведения этапов аудита. На предприятии
заранее должен быть издан приказ о проведении аудита. В качестве приложения к
приказу может быть согласован план аудита. Приказ доводится до сведения всех
сотрудников.
10. Подтверждается
информация об обеспечении (предоставление комнаты аудиторам, питание, транспорт
и т.д.).
11. Обсуждается необходимость
дополнительных поездок, дается информации о предприятии и т.д.
12. Необходимость
заключительного собрания, его цель, дата проведения и основные вопросы.
13. Дополнительные
вопросы.
Обычно после вводного
собрания группа собирается отдельно на короткое совещание для уточнения
программы и инструктажа ведущего.
4.3.2 Общение как инструмент аудитора
Умение общаться и
построить беседу является одним из важнейших факторов профессионального успеха
аудитора. Рекомендуется пройти дополнительную подготовку по способам методам и
приемам общения.
Качества аудитора,
способствующие общению:
- готовность помочь;
- вежливость;
- конструктивность и
четкость в общении;
- внимательность;
- дружелюбие;
- пытливость и
наблюдательность;
- дипломатичность в
общении, указание на несоответствие, а не на виновника;
- обширный кругозор и
чувство юмора.
Соотношение личных
качеств аудитора можно проиллюстрировать схемой, приведенной на рисунке 4.2:
Рис.4.2 Личные
качества аудитора и их соотношение
При построении
беседы, нужно в самом начале расположить собеседника к себе, проявить дружескую
и конструктивную манеру общения. Рекомендуется выстраивать именно беседу, а не
допрос.
Умение слушать
является существенной составляющей деятельности аудитора. Умение слушать
серьезно влияет на профессиональный результат работы. Для проявления этого умения
можно привести следующие рекомендации:
1. Устранение помех (шум
за спиной и т.д.).
2. Прислушайтесь к
содержанию.
3. Отложенное
суждение.
4. Выделение основной
идеи.
5. Используйте запасное
время.
6. Требуйте
разъяснений.
7. Избегайте
следующих плохих привычек:
·
ложное
внимание,
·
занятость
др. делами,
·
чрезмерная
реакция на лишнее слова,
·
слушание
с суетой и отводом глаз,
·
прерывание
говорящего,
·
неполное
слушание вещей которые мы хотим услышать, не услышав то с чем мы не согласны,
·
использование
времени слушателя для подготовки следующего высказывания.
В процессе общения различают
2 аспекта:
1.Механический аспект
раздачи и получения информации.
2.Субъективный аспект
эмоций и т.д. Можно определить общение как:
·
восприятие
и интерпретация информации;
·
вероятное
или потенциальное удовлетворение потребностей личности;
·
реакция
или отклик на поставленную цель.
4.3.3 Проведение аудита
Обычно аудит включает
следующие основные действия (этапы): 1.Проверка наличия документации системы
качества:
а) Проверка наличия
перечня документа системы качества, обязательных для применения в проверяемом
подразделении. Список должен быть актуализирован, утвержден руководителем и
согласован с руководителем службы качества.
б) Проверка наличия
документов в соответствии со списком.
в) Проверка поддержки
документов в рабочем состоянии.
2. Проверка
соответствия документов системы качества установленным требованиям:
проверка правильности
оформления;
проверка возможности
идентификации документов;
проверка актуализации
документов;
проверка адекватности
содержания документов стандартам;
проверка полноты
изложения процедур в документах.
3. Проверка
выполнения требований к системе качества:
·
проверка
соответствия деятельности подразделения и ее результатов мероприятиям, запланированным
системой качества; ознакомление с данными о качестве.
·
беседа
с сотрудниками проверяемого подразделения.
·
ознакомление
с состоянием данных о качестве и средств контроля и измерений, рабочих мест и
мест отдыха сотрудников.
·
проверка
проведения обучения персонала, в том числе при внедрении системы качества.
·
фиксация
несоответствий:
·
обнаружение,
идентификация и регистрация несоответствий.
·
классификация
несоответствий по их значимости.
·
протоколирование
несоответствия.
Рабочая документация
аудита:
1. Перечни
контрольных вопросов;
2. Формы регистрации
несоответствий;
3. Формы для
документирования вспомогательных доказательств, подтверждающих выводы
аудиторов.
В ходе проверки может
выявиться необходимость в проведении дополнительных проверок. В качестве основы
для планирования аудиторы должны проанализировать документацию системы
качества. Если в результате такого анализа выяснено, что система проверяемой
организации не соответствует требованиям, дальнейшую проверку необходимо
прекратить, пока все сомнения не будут разрешены с точки зрения аудитора.
|