15. Стандарты серии ISO 9000. История эволюционного развития
стандартов
Первый
«производственный» продукт был относительно прост: один человек («умелец») мог
изготовить его от начала до конца и проверить. Обычно этот «умелец» покупал
сырье для производства своего продукта у какого одного поставщика. В то же
время его покупатели знали, где он живет и как работает, а он знал о вкусах и
потребностях своих покупателей.
Прошло
определенное время, прежде чем кто-то осознал, что если всех «умельцев»
объединить, то и произвести можно больше, и стоимость товаров уменьшится.
Затем
человек постиг секреты создания специальных машин и использования малозатратных
производств. Эволюцию развития производства с этого периода можно
проиллюстрировать на примере США.
Когда
началось массовое производство товаров, производители обнаружили, что, разбив
всю работу на простейшие операции, снабдив их специальным инструментом и тесно
связав между собой, можно увеличить производительность. Пионером такого
характера производства считается Фред Тейлор. Соединенные Штаты, широко
применяя тейлоризм в конце 1800-х и начале 1900-х годов, были на этапе большого
подъема экономики и имели беспрецедентный спрос на свои дешевые товары. Волна
за волной ряды рабочей силы неанглоязычные и необученные иммигранты. Индустрия
в то была молодой, и руководители не видели альтернатив тейлоризму.
Промышленность развивалась на основе труда неквалифицированных и
низкооплачиваемых рабочих.
В
начале 1900-х годов Генри Форд показал иной путь организации производства. Он
разъяснял идею постоянного, непрерывного улучшения производства и снижения
потерь. В своей книге «Сегодня и завтра», написанной в 1926 г., он описал
концепцию построения и протекания непрерывного (конвейерного) процесса. Форд
организовал постоянное наблюдение за процессами непрерывной работы с целью
улучшения деятельности каждого участка. Каждый их работающих делал только то,
что должен был делать.
В
1908 г. первые автомобили модели «Т», производимые Фордом, продавались | по
цене 850 дол., а уже к 1924 г. было достигнуто не только значительное
увеличение их надежности, но и снижение цены до 290 дол. Производство моделей
«Т» закончилось в 1927 г. К этому времени было выпущено 15 млн. автомобилей. Форд
был основателем концепции интеграции процесса и Всеобщего Контроля Качества. Он
рассматривал также концепции оптимального расходования ресурса инструмента,
экономии энергии, обучения персонала, обеспечении безопасности труда и чистоты
рабочего места.
После
успехов Форда банкиры и биржевые деятели развили неконтролируемую спекулятивную
деятельность. В результате этой непроизводственной активности в США разразилась
депрессия 30-х годов, продлившаяся десятилетия. Вторая мировая война
способствовала созданию нового рынка для товаров, и экономика США начала
возрождаться. По окончании Второй мировой войны в США в течение 5 лет была
всеобщая занятость. Действия правительства позволили экономике успешно
развиваться на протяжении 50-, 60-х годов. В то же время в течение 60-х годов в
Японии уже было накоплено достаточно капитала для широкомасштабного
производства, основанного на стратегии улучшения производства. В 70-е годы была
разработана гибкая производственная стратегия, основанная на
"взвешенном" и "разнообразном" подходах. Промышленность
Японии развивалась за пределами концепций Форда и открывала новые границы. К
концу 70-х годов Америка проиграла состязание в скорости развития и начала
терять свои позиции на внешних рынках сбыта.
С
1979 г. значительно снизился спрос на товары, производимые в США. И хотя
согласно официальным данным в первой половине 70-х годов было создано
значительное количество рабочих мест, они были в секторе малооплачиваемого
сервиса, а промышленность теряла до 20 — 30 тысяч рабочих мест в месяц. В 1980
г. Форд обсудил с Эдвардом Демингом сущность происходящих провалов на
производстве. Э.Деминг посоветовал ему обратить внимание на закономерности
процессов и их стабильность. В результате к 1985 г. Форд достиг новых
значительных успехов. Основой успеха стало внедрение контроля процесса и учет
ожиданий потребителя на всех этапах жизненного цикла продукта, что и составляет
сущность стандартов ISО 9000.
Стандарты
ISО 9000 представляют собой общий знаменатель качества бизнеса, получивший
международный статус. ISО 9000 — это больше, чем стандарты. Они отражают хорошо
организованную работу обученных и заинтересованных людей. Это практически новый
виток в развитии производства. И кроме того, эти стандарты участвуют в
управлении вашими делами на основе общеизвестных принципов, которые уже многие
использовали в этом столетии.
Эволюционные
преобразования в производственной сфере объективно предопределили эволюцию в
области стандартизации. Последовательная и непрерывная интернационализация
производств, выход большого количества компаний, корпораций и фирм на
зарубежные рынки сбыта способствовали разработке соответствующих международных
нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения между
различными странами в вопросах не только требуемых технических характеристик
продукции и методов их оценки, но и в вопросах обеспечения качества,
охватывающих широкий круг деятельности производителя. Вся эта деятельность
требует также стандартизации, когда возникает вопрос о межнациональной
кооперации в выпуске продукции. В настоящее время существуют два типа
международных стандартов в области качества:
·
стандарты на продукцию, охватывающие в
основном вопросы, связанные со спецификацией продукции и соответствующей
спецификацией процесса производства, а также с показателями (характеристиками)
качества продукции, например такими, как безопасность (в том числе и
экологическая), сохраняемость, надежность, электромагнитная совместимость и
т.п.;
·
стандарты по обеспечению качества,
охватывающие вопросы обеспечения качества поставщиком и распространяющиеся на
все сферы его деятельности.
Первым
международным стандартом, разработанным в Праге в 1929 г., был стандарт ISА
(Internatiohal Assosiation of Standartization). Затем, в 1946 г., образуется
Международная Организация по Стандартизации (The Internatiohal Organization for
Standartization - ISO), которая вначале занимается унификацией продукции,
анализируя и унифицируя национальные стандарты на продукцию.
В
1987 г. разработана серия стандартов ISО 9000, в основу которых был положен
стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь,
берет начало от американских стандартов качества на готовую продукцию (МIL —
Q9858), принятых в конце 50-х годов министерством обороны США. Эти стандарты
были одобрены Британским институтом стандартов (ВSI). Они получили обозначение
ВSI 5750 и были приняты в 1979 г. для Великобритании.
ISО
адаптировало Британский стандарт ВSI 5750, который известен теперь как
стандарт ISО серии 9000 версии 1987 г.
При
внедрении этой серии стандартов выявилось недостаточное отражение в них
(версия 1987 г.) требований к производству целого ряда специфических видов
продукции, и в первую очередь программного обеспечения и услуг. Ряд
национальных организаций направили в ISО предложения по совершенствованию
состава, структуры и содержания стандартов.
В
1994 г. технический комитет ISО (ISО/ТС 176) на основе анализа предложений
национальных организаций, опыта применения стандартов ISО серии 9000 версии
1987 г. в различных странах мира и сферах деятельности завершил первый
пересмотр (фаза 1) стандартов. В состав серии или, как стали все чаще говорить,
семейства стандартов ISО серии 9000 версии 1994 г. вошло 16 стандартов.
Изменения,
внесенные в стандарты на 1-й фазе их пересмотра, не противоречат основным
подходам и структуре стандартов 1987 г. Вместе с тем стандарты ISО 9000 версии
1994 г. отражают прогресс в области управления качеством и практический опыт
компаний в применении стандартов ISО 9000 версии 1987 г.
Общая
эволюция развития стандартов приведена в таблице 1. В начале ХХ в. появились
стандарты качества на готовую продукцию, а перед Второй мировой войной —
стандарты обеспечения качества. Характерной особенностью всех стандартов
качества является то, что они устанавливают требования по качеству, т.е.
указывают, что должно быть, но никогда не отвечают на вопрос, как это можно
достигнуть. Такая особенность, в частности, стандарта ISО серии 9000 позволяет
применять его как к различным продуктам, так и ко всем их характеристикам
качества, давая рекомендации по организационным действиям обеспечения качества.
ISО
серии 9000 являются действительно глобальными стандартами и не только потому,
что в их редакции принимали участие специалисты из стран Европы, но и потому,
что председателем рабочей группы был американец из АТ&Т, и они были приняты
практически всеми европейскими странами.
Гармонизация
стандартов осуществляется в настоящее время в европейском масштабе тремя
следующими организациями:
·
СЕN — Европейский комитет по стандартизации;
·
СЕNELEC — Европейский комитет по
стандартизации в области электротехники;
·
ЕТSТ — Европейский институт стандартов в
области телекоммуникации.
Международная
организация по стандартизации (ISО), разработавшая стандарты семейства ISО
9000, является неправительственной организацией, имеющей статус
специализированной организации ООН, со своим административным центром в Женеве,
координирующим работу по сертификации организаций. Как уже отмечалось, более
100 стран мира сотрудничают с ISО через свои национальные органы по
стандартизации. Великобритания, например, сотрудничает через ВSI (Британский
институт стандартов), а США — через АNSI (Американский Национальный институт
стандартов). Национальным органом Российской Федерации, представляющим
интересы России в ISО, является Государственный комитет по стандартизации
(Госстандарт) России.
Таблица 1 – Эволюция стандартов качества