Управление качеством
Пятница, 29.03.2024, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Эволюция развития ISO 9000РегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

15. Стандарты серии ISO 9000. История эволюционного развития стандартов

Первый «производственный» продукт был относительно прост: один человек («умелец») мог изготовить его от начала до конца и проверить. Обычно этот «умелец» покупал сырье для производства своего продукта у какого одного поставщика. В то же время его покупатели знали, где он живет и как работает, а он знал о вкусах и потребностях своих покупателей.

Прошло определенное время, прежде чем кто-то осознал, что если всех «умельцев» объединить, то и произвести можно больше, и стоимость товаров уменьшится.

Затем человек постиг секреты создания специальных машин и использования малозатратных производств. Эволюцию развития производства с этого периода можно проиллюстрировать на примере США.

Когда началось массовое производство товаров, производители обнару­жили, что, разбив всю работу на простейшие операции, снабдив их специальным инструментом и тесно связав между собой, можно увеличить производи­тельность. Пионером такого характера производства считается Фред Тейлор. Соединенные Штаты, широко применяя тейлоризм в конце 1800-х и начале 1900-х годов, были на этапе большого подъема экономики и имели беспрецедентный спрос на свои дешевые товары. Волна за волной ряды рабочей силы неанглоязычные и необученные иммигранты. Индустрия в то была молодой, и руководители не видели альтернатив тейлоризму. Промышленность развивалась на основе труда неквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих.

В начале 1900-х годов Генри Форд показал иной путь организации производства. Он разъяснял идею постоянного, непрерывного улучшения производства и снижения потерь. В своей книге «Сегодня и завтра», написанной в 1926 г., он описал концепцию построения и протекания непрерывного (конвейерного) процесса. Форд организовал постоянное наблюдение за процессами непре­рывной работы с целью улучшения деятельности каждого участка. Каждый их работающих делал только то, что должен был делать.

В 1908 г. первые автомобили модели «Т», производимые Фордом, продавались | по цене 850 дол., а уже к 1924 г. было достигнуто не только значительное увеличение их надежности, но и снижение цены до 290 дол. Производство моделей «Т» закончилось в 1927 г. К этому времени было выпущено 15 млн. автомобилей. Форд был основателем концепции интеграции процесса и Всеобщего Контроля Качества. Он рассматривал также концепции оптимального расходования ресурса инструмента, экономии энергии, обучения персонала, обеспечении безопасности труда и чистоты рабочего места.

После успехов Форда банкиры и биржевые деятели развили неконтролируемую спекулятивную деятельность. В результате этой непроизводственной активности в США разразилась депрессия 30-х годов, продлившаяся десятилетия. Вторая мировая война способствовала созданию нового рынка для товаров, и экономика США начала возрождаться. По окончании Второй мировой войны в США в течение 5 лет была всеобщая занятость. Действия правительства позволили экономике успешно развиваться на протяжении 50-, 60-х годов. В то же время в течение 60-х годов в Японии уже было накоплено достаточно капитала для широкомасштабного производства, основанного на стратегии улучшения производства. В 70-е годы была разработана гибкая производственная стратегия, основанная на "взвешенном" и "разнообразном" подходах. Промышленность Японии развивалась за пределами концепций Форда и открывала новые границы. К концу 70-х годов Америка проиграла состязание в скорости развития и начала терять свои позиции на внешних рынках сбыта.

С 1979 г. значительно снизился спрос на товары, производимые в США. И хотя согласно официальным данным в первой половине 70-х годов было создано значительное количество рабочих мест, они были в секторе малооплачиваемого сервиса, а промышленность теряла до 20 — 30 тысяч рабочих мест в месяц. В 1980 г. Форд обсудил с Эдвардом Демингом сущность происходящих провалов на производстве. Э.Деминг посоветовал ему обратить внимание на закономерности процессов и их стабильность. В результате к 1985 г. Форд достиг новых значительных успехов. Основой успеха стало внедрение контроля про­цесса и учет ожиданий потребителя на всех этапах жизненного цикла продукта, что и составляет сущность стандартов ISО 9000.

Стандарты ISО 9000 представляют собой общий знаменатель качества бизнеса, получивший международный статус. ISО 9000 — это больше, чем стандарты. Они отражают хорошо организованную работу обученных и заинтересованных людей. Это практически новый виток в развитии производства. И кроме того, эти стандарты участвуют в управлении вашими делами на основе общеизвестных принципов, которые уже многие использовали в этом столетии.

Эволюционные преобразования в производственной сфере объективно предопределили эволюцию в области стандартизации. Последовательная и непрерывная интернационализация производств, выход большого количества компаний, корпораций и фирм на зарубежные рынки сбыта способ­ствовали разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения между различными странами в вопросах не только требуемых технических характеристик продукции и методов их оценки, но и в вопросах обеспечения качества, охватывающих широкий круг деятельности производителя. Вся эта деятельность требует также стандартизации, когда возникает вопрос о межнациональной кооперации в выпуске продукции. В настоящее время существуют два типа международных стандартов в области качества:

·         стандарты на продукцию, охватывающие в основном вопросы, связанные со спецификацией продукции и соответствующей спецификацией про­цесса производства, а также с показателями (характеристиками) качества про­дукции, например такими, как безопасность (в том числе и экологическая), сохраняемость, надежность, электромагнитная совместимость и т.п.;

·         стандарты по обеспечению качества, охватывающие вопросы обеспечения качества поставщиком и распространяющиеся на все сферы его деятельности.

Первым международным стандартом, разработанным в Праге в 1929 г., был стандарт ISА (Internatiohal Assosiation of Standartization). Затем, в 1946 г., образуется Международная Организация по Стандартизации (The Internatiohal Organization for Standartization - ISO), которая вначале занимается унификацией продукции, анализируя и унифицируя национальные стандарты на продукцию.

В 1987 г. разработана серия стандартов ISО 9000, в основу которых был положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов качества на готовую продукцию (МIL — Q9858), принятых в конце 50-х годов министерством обо­роны США. Эти стандарты были одобрены Британским институтом стандартов (ВSI). Они получили обозначение ВSI 5750 и были приняты в 1979 г. для Вели­кобритании.

ISО адаптировало Британский стандарт ВSI 5750, который известен те­перь как стандарт ISО серии 9000 версии 1987 г.

При внедрении этой серии стандартов выявилось недостаточное отраже­ние в них (версия 1987 г.) требований к производству целого ряда специфи­ческих видов продукции, и в первую очередь программного обеспечения и услуг. Ряд национальных организаций направили в ISО предложения по совер­шенствованию состава, структуры и содержания стандартов.

В 1994 г. технический комитет ISО (ISО/ТС 176) на основе анализа предло­жений национальных организаций, опыта применения стандартов ISО серии 9000 версии 1987 г. в различных странах мира и сферах деятельности завершил первый пересмотр (фаза 1) стандартов. В состав серии или, как стали все чаще говорить, семейства стандартов ISО серии 9000 версии 1994 г. вошло 16 стандартов.

Изменения, внесенные в стандарты на 1-й фазе их пересмотра, не противоречат основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Вместе с тем стандарты ISО 9000 версии 1994 г. отражают прогресс в области управ­ления качеством и практический опыт компаний в применении стандартов ISО 9000 версии 1987 г.

Общая эволюция развития стандартов приведена в таблице 1. В начале ХХ в. появились стандарты качества на готовую продукцию, а перед Второй миро­вой войной — стандарты обеспечения качества. Характерной особенностью всех стандартов качества является то, что они устанавливают требования по каче­ству, т.е. указывают, что должно быть, но никогда не отвечают на вопрос, как это можно достигнуть. Такая особенность, в частности, стандарта ISО серии 9000 позволяет применять его как к различным продуктам, так и ко всем их характеристикам качества, давая рекомендации по организационным действиям обеспечения качества.

ISО серии 9000 являются действительно глобальными стандартами и не только потому, что в их редакции принимали участие специалисты из стран Европы, но и потому, что председателем рабочей группы был американец из АТ&Т, и они были приняты практически всеми европейскими странами.

Гармонизация стандартов осуществляется в настоящее время в европейском масштабе тремя следующими организациями:

·         СЕN — Европейский комитет по стандартизации;

·         СЕNELEC — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники;

·         ЕТSТ — Европейский институт стандартов в области телекоммуникации.

Международная организация по стандартизации (ISО), разработавшая стандарты семейства ISО 9000, является неправительственной организацией, имеющей статус специализированной организации ООН, со своим административным центром в Женеве, координирующим работу по сертификации организаций. Как уже отмечалось, более 100 стран мира сотрудничают с ISО через свои национальные органы по стандартизации. Великобритания, например, сотрудничает через ВSI (Британский институт стандартов), а США — через АNSI (Американский Национальный институт стандартов). Национальным ор­ганом Российской Федерации, представляющим интересы России в ISО, является Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) России.

 Таблица 1 – Эволюция стандартов качества

Период

Потребности

Стандарты

Масштаб применения

Назначение

1. Индустриализация (до 1900 г.)

Технические нормы на готовую продукцию

Национальные стандарты в США, Англии, Германии, Франции

Национальный

Техника/технология

2. Контроль качества (середина 1900-х годов)

Нормы на испытание готовой продукции и контроль технологического процесса

MIL 45208, MIL 21549 A, MIL 9858A, ОТУ (общие технические условия); ЧТУ (частные технические условия) и т.п.

Национальные армии

Сохранность безопасность техники

3. Обеспечение качества – 1-е поколения (шестидесятые-семидесятые годы нашего столетия

Обеспечение качества готовой продукции и нормы на ее сохраняемость

Американские национальные стандарты CFI-APPB, ANST-SAME, FM VC

Национальный (в первую очередь для передачи энергии на расстояние)

Обеспечение надежности техники

4. Обеспечение качества -2-е поколение (восьмидесятые -начало девяностых годов нашего столетия)

Система признанных различными странами норм

ISO EN (Europen Norms) – Общеевропейские стандарты

Национальный, международный

Организационное

5. Обеспечение качества – 3-е поколение (девяностые годы нашего столетия, вплоть до обозримого будущего)

Делать превентивные действия и создать систему улучшения качества

ISO

Международный и, только после этого, национальный

Руководящее




Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz