Управление качеством
Пятница, 29.03.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Экспертная квалиметрияРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Основными задачами квалиметрии являются:

-           определение номенклатуры показателей качества для включения их в техническое задание и нормативную документацию с целью последующего контроля, для сопоставительной оценки с продукцией аналогичного назначения и других целей;

-           определение численных значений показателей качества для включения их в техническое задание на разработку продукции;

формулировка требований к показателям качества для включения их в нормативную документацию (стандарты, технические условия и др.);

оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных;

-           разработка стратегий обслуживания технических устройств на основе данных о показателях надежности.

4 Экспертная квалиметрия

Экспертный метод решения квалиметрических задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов.

Эксперт - это специалист, компетентный в решении данной задачи (от лат. слова "expertus" - опытный). Эксперт должен быть беспристраст­ным и объективным при оценке объекта исследования.

Особенность экспертной квалиметрии заключается в том, что она ориентирована на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки.

Экспертный метод (метод экспертных оценок) является совокупно­стью нескольких различных методов:

·         метод "мозговой атаки", который предусматривает генерирование идей участниками экспертной группы в творческом споре;

·         метод "мозгового штурма", который заключается в том, что одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

·         морфологический метод, который основан на морфологических матрицах, содержащих системные взаимосвязи между всеми элементами объекта. В левой части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - возможные способы их осуществления;

·         синтаксический метод, который предполагает генерирование идеи, использование аналогий из других областей знаний;

·         метод  "Дельфы",  который  предусматривает  анонимный  опрос группы экспертов по специальным анкетам с последующей статистической обработкой материала.

Экспертный метод применяется там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. - все это решения, при­нимаемые на основе экспертных методов.

Экспертные методы оценки качества продукции могут использовать­ся при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня каче­ства продукции, а также при решении многих частных вопросов, связан­ных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экс­пертные методы применяются:

·         при общей (обобщенной) оценке качества продукции;

·         при классификации оцениваемой продукции;

·         при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;

·         при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;

·         при оценке показателей качества продукции орголептическим методом;

·         при выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;

·         при сертификации продукции.

Экспертный метод оценки уровня качества продукции не должен ис­пользоваться, если качество можно оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами.

Результаты общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество продукции, имеют элементы неопреде­ленности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества про­дукции в целом является предварительной, ненасыщенной информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, оче­видно, нет возможности принимать какие-либо инженерно-технические решения. Этот метод может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных (численно выраженных) сведений об уров­не качества приобретаемой продукции и т.п.

Однако следует отметить, что экспертный метод для оценки многих показателей качества технической и другой продукции (например, эстети­ческих) является единственно возможным.

В экспертной квалиметрии выделяются два основных класса экспер­тиз. Первый - это класс интеллектуальных экспертных методов (ИЭМ), основанный на привлечении интеллекта (опыта, знаний) специалиста, вто­рой - это класс сенсорных экспертных методов (СЭМ), состоящий в ис­пользовании сенсорных (чувствительных) возможностей человека (спе­циалиста).

Механизм экспертизы на основе ИЭМ. Эксперт (группа экспертов) оценивает качество продукции (или только нескольких ее свойств) на основе вопросов (ответов) и дополнительной информации, по­ступившей из вне, в виде системы необходимых сведений об объекте оценки и критериях оценки (например, от квалиметролога).

Критерии, по которым осуществляется экспертиза качества, подразде­ляются на общие и конкретные. К общим критериям относятся сложившие­ся в обществе ценностные ориентиры, представления и нормы. Конкретные критерии для эксперта - это реальные требования к качеству продукции данного вида, установленные в нормативных и других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев выступает также комплекс базовых значений показателей качества, характеризующих плани­руемую или проектируемую продукцию. Характеристики реально сущест­вующих высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или за ру­бежом, тоже являются конкретными критериями для экспертов.

В соответствии с критериями оценки качества эксперт генерирует выходную информацию в следующем виде:

·         информацию о предпочтениях, т.е. в семантических оценочных
шкалах;

·         информацию в определенных числовых шкалах (номинальных,
метрических и др.);

·         информацию о выборах оцениваемых объектов.

На основе экспертных оценок качества лицо, принимающее реше­ние, (ЛПР) выдает свое заключение.

Механизм экспертизы на основе СЭМ. При применении СЭМ информация, как правило, формируется в непосредственном сенсор­ном контакте с объектом оценки. При этом особенность СЭМ состоит в том, что критерий оценки является внутренней информацией, отражающей потребности эксперта. Это означает, что эксперт в оценке качества высту­пает как потребитель.

Класс СЭМ по своему содержанию шире традиционно понимаемых органолептических измерений, использующих зрительный, слуховой, так­тильный и другие анализаторы (органы чувств). Он охватывает также ме­тоды оценки качества, основанные на фиксируемых ощущениях испытате­лей различных видов техники (например, транспортных средств).

В теории организации субъекта экспертизы раскрываются основные факторы организации экспертных процедур оценки качества и тем самым реализуется деятельный аспект экспертной квалиметрии.

Основные аксиомы и принципы, отражающие закономерности орга­низации экспертной оценки [2]:

1. Эксперты должны выбираться с одинаковыми компетентностью и квалификацией. В этом случае действует гипотеза равноточности оценок отдельных экспертов.

С целью повышения качества экспертных оценок создается рабочая группа.

Разнообразие экспертной группы как по числу экспертов, так и по их специальностям должно соответствовать разнообразию свойств и показателей оцениваемого качества.

Это положение позволяет сформулировать групповой принцип экспертного  покрытия: для сложных объектов оценки группа экспертов областью своей компетентности должна полностью охватывать пространство оцениваемого качества.

Важное требование организации экспертных процедур - минималь­ное психологическое напряжение эксперта. С учетом этого требования вытекает принцип иерархизации экспертной оценки, который служит регулятором при построении графа (дерева) экспертизы с учетом иерархии свойств.

Экспертные оценки по своей информационной емкости ограничены уровнем текущей информированности экспертов и объемом их знаний. Данная аксиома - методологическое основание необходимости обучения экспертов.

Экспертная квалиметрия есть измерение (оценка) качества объектов и работ на основе или привлечения "плохо" формализуемого опыта (памяти) экспертов (Э), или на основе измерения с помощью органов чувств ("сенсоров") эксперта (органолептическое измерение).

Теория экспертной квалиметрии, представляя собой часть квалиметрии вообще, одновременно входит неотъемлемой компонентой в теорию решений, в психологическую теорию решений, в теорию Выбора. Этим определяется специфика экспертной квалиметрии, которая перебрасывает "мосты" между общей теорией измерения качества (квалиметрией) и такими ее измеренческими ветвями. как психометрика, теория измерения спроса, социометрия, праксеометрия и т.п. (рис.4.1), где активную роль играет человек, его ощущения, потребности, интересы и т.д. [1-б]. На рис 4.1 отражена взаимосвязь экспертной квалиметрии с другими измеренческими теориями, квалиметрией и квалитологией.


Рис. 4.1. Взаимосвязь экспертной квалиметрии с другими теориями измерения, выбора, решений и классификации

 В соответствии со сформулированным нами определением экспертной квалиметрии выделяются два основных направления экспертизы: экспертиза на основе привлечения внутренней и внешней "интеллектуальной" информации человека и экспертиза на основе внутренней сенсорной информации человека.

Классификационная схема методов экспертной квалиметрии с кодами и наименованиями классов отражена на рис.4.2. Коды классификационной схемы мы будем использовать в дальнейшем.

Деятельностный аспект экспертной квалиметрии определяет ее теоретическую декомпозицию на:

- теорию субъекта экспертной квалиметрии;

- теорию объекта экспертной квалиметрии;

- теорию оператора экспертной квалиметрии.

 

Рис.4.2. Классификация методов экспертного измерения качества (экспертных оценок)

 Теория субъекта экспертной квалиметрии базируется на достижениях психологии, инженерной психологии, психофизики, теории потребностей, социологии, социальной психологии. Она направлена на выработку рекомендаций по отбору экспертов, на выработку рекомендации по организации групп экспертов, обеспечения их взаимостимуляции и генерирования необходимой информации, на ОК самих экспертов ("квалиметрию экспертов"). В соответствии с изложенным в теории субъекта, экспертной квалиметрии можно условно выделить: теорию организации субъекта экспертизы (теорию отбора экспертов, организации групп экспертови самого экспертного опроса) и теорию субъективных оценок ишкалирований.

Продолжение рис 4.2


Теория объекта экспертной квалиметрии - это теория качества рассматриваемого объекта и соответственно определенная теоретическая компонента квалитологии- В данном случае она выступает как связующее звено экспертной квалиметрии с общей квалиметрией и квалитологией и определяет решение таких вопросов как классификация свойств и показателей качества (ПК), выбор показателей качества для ЭО и т.п.

Теория оператора экспертной квалиметрии направлена на разработку методов обработки экспертной информации, методов шкалирования и свертывания, на обоснование моделей ОК в процессе экспертизы. Так как оператор экспертизы есть совокупность операций, совершаемых субъектом над объектом ОК, то теория оператора экспертной квалиметрии отражает в себе особенности субъекта и объекта ЭО и в значительной степени связана с остальными теоретическими компонентами экспертной квалиметрии. Так, например, теория субъективных оценок и шкалирований, базирующаяся на психофизике и психологической теории решений, одновременно выступает и неотъемлемой компонентой, теории оператора экспертизы. Однако наряду с этой зависимостью в теории оператора экспертной квалиметрии имеются теоретические компоненты, обладающие "внутренними" источниками саморазвития и опирающиеся на нормативную теорию выбора, математическую теорию шкал, таксономию, кластерный анализ и т.д.

Теория оператора экспертной квалиметрии включает в себя теорию экспертного шкалирования, свертывания и обоснования оценок (мер) качества, теорию проверки адекватности экспертных оценок, теорию комплексирования экспертной информации с эмпирической (внешней) информацией.

На рис.4.3 отражены взаимосвязи теоретических частей экспертной квалиметрии, при этом пунктиром отражено косвенное взаимовлияние частей, а прямыми линиями - прямое влияние. Как видно из рис.4.3, к основным таким теоретическим компонентам относятся:

а) теория организации субъекта экспертизы (теория отбора экспертов и организации экспертного опроса);

б) теория экспертного шкалирования, свертывания  и обоснования оценок (мер) качества;

в) теория проверки адекватности экспертных оценок;

г) теория комплексирования экспертной информации(оценок) с эмпирической (внешней) информацией.

 

Рис. 4.3 Структура экспертной квалиметрии

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz