Основными задачами
квалиметрии являются:
- определение номенклатуры показателей
качества для включения их в техническое задание и нормативную документацию с
целью последующего контроля, для сопоставительной оценки с продукцией
аналогичного назначения и других целей;
- определение численных значений
показателей качества для включения их в техническое задание на разработку
продукции;
формулировка
требований к показателям качества для включения их в нормативную документацию
(стандарты, технические условия и др.);
оценка качества на
основе испытаний и измерений, в том числе выборочных;
- разработка стратегий обслуживания
технических устройств на основе данных о показателях надежности.
4
Экспертная квалиметрия
Экспертный метод
решения квалиметрических задач основан на использовании обобщенного опыта и
интуиции специалистов-экспертов.
Эксперт - это
специалист, компетентный в решении данной задачи (от лат. слова "expertus"
- опытный). Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке
объекта исследования.
Особенность
экспертной квалиметрии заключается в том, что она ориентирована на человека как
непосредственного измерителя качества в системе оценки.
Экспертный метод
(метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов:
·
метод
"мозговой атаки", который предусматривает генерирование идей
участниками экспертной группы в творческом споре;
·
метод
"мозгового штурма", который заключается в том, что одна группа
экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
·
морфологический
метод, который основан на морфологических матрицах, содержащих системные
взаимосвязи между всеми элементами объекта. В левой части приводятся все
функции изучаемого объекта, а в правой - возможные способы их осуществления;
·
синтаксический
метод, который предполагает генерирование идеи, использование аналогий из
других областей знаний;
·
метод "Дельфы", который
предусматривает анонимный опрос группы экспертов по специальным анкетам
с последующей статистической обработкой материала.
Экспертный метод
применяется там, где основой решения является коллективное решение компетентных
людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций,
совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. -
все это решения, принимаемые на основе экспертных методов.
Экспертные методы
оценки качества продукции могут использоваться при формировании сразу общей
оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при решении многих
частных вопросов, связанных с определением показателей качества чего-либо.
Следовательно, экспертные методы применяются:
·
при
общей (обобщенной) оценке качества продукции;
·
при
классификации оцениваемой продукции;
·
при
определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;
·
при
определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;
·
при
оценке показателей качества продукции орголептическим методом;
·
при
выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;
·
при
сертификации продукции.
Экспертный метод
оценки уровня качества продукции не должен использоваться, если качество можно
оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами.
Результаты общей
экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество
продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная
оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной
информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует
качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, очевидно,
нет возможности принимать какие-либо инженерно-технические решения. Этот метод
может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных
(численно выраженных) сведений об уровне качества приобретаемой продукции и
т.п.
Однако следует
отметить, что экспертный метод для оценки многих показателей качества
технической и другой продукции (например, эстетических) является единственно
возможным.
В экспертной
квалиметрии выделяются два основных класса экспертиз. Первый - это класс
интеллектуальных экспертных методов (ИЭМ), основанный на привлечении интеллекта
(опыта, знаний) специалиста, второй - это класс сенсорных экспертных методов
(СЭМ), состоящий в использовании сенсорных (чувствительных) возможностей
человека (специалиста).
Механизм экспертизы
на основе ИЭМ. Эксперт (группа экспертов) оценивает качество продукции (или
только нескольких ее свойств) на основе вопросов (ответов) и дополнительной
информации, поступившей из вне, в виде системы необходимых сведений об объекте
оценки и критериях оценки (например, от квалиметролога).
Критерии, по которым
осуществляется экспертиза качества, подразделяются на общие и конкретные. К
общим критериям относятся сложившиеся в обществе ценностные ориентиры,
представления и нормы. Конкретные критерии для эксперта - это реальные
требования к качеству продукции данного вида, установленные в нормативных и
других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев
выступает также комплекс базовых значений показателей качества, характеризующих
планируемую или проектируемую продукцию. Характеристики реально существующих
высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или за рубежом, тоже
являются конкретными критериями для экспертов.
В соответствии с
критериями оценки качества эксперт генерирует выходную информацию в следующем
виде:
·
информацию
о предпочтениях, т.е. в семантических оценочных
шкалах;
·
информацию
в определенных числовых шкалах (номинальных,
метрических и др.);
·
информацию
о выборах оцениваемых объектов.
На основе экспертных
оценок качества лицо, принимающее решение, (ЛПР) выдает свое заключение.
Механизм экспертизы
на основе СЭМ. При применении СЭМ информация, как правило, формируется в
непосредственном сенсорном контакте с объектом оценки. При этом особенность
СЭМ состоит в том, что критерий оценки является внутренней информацией,
отражающей потребности эксперта. Это означает, что эксперт в оценке качества
выступает как потребитель.
Класс СЭМ по своему
содержанию шире традиционно понимаемых органолептических измерений,
использующих зрительный, слуховой, тактильный и другие анализаторы (органы
чувств). Он охватывает также методы оценки качества, основанные на фиксируемых
ощущениях испытателей различных видов техники (например, транспортных
средств).
В теории организации
субъекта экспертизы раскрываются основные факторы организации экспертных
процедур оценки качества и тем самым реализуется деятельный аспект экспертной
квалиметрии.
Основные аксиомы и
принципы, отражающие закономерности организации экспертной оценки [2]:
1. Эксперты должны
выбираться с одинаковыми компетентностью и квалификацией. В этом случае
действует гипотеза равноточности оценок отдельных экспертов.
С целью повышения качества экспертных оценок
создается рабочая группа.
Разнообразие
экспертной группы как по числу экспертов, так и по их специальностям должно
соответствовать разнообразию свойств и показателей оцениваемого качества.
Это положение
позволяет сформулировать групповой принцип экспертного покрытия: для сложных объектов оценки группа
экспертов областью своей компетентности должна полностью охватывать
пространство оцениваемого качества.
Важное требование
организации экспертных процедур - минимальное психологическое напряжение
эксперта. С учетом этого требования вытекает принцип иерархизации экспертной
оценки, который служит регулятором при построении графа (дерева) экспертизы с
учетом иерархии свойств.
Экспертные оценки по
своей информационной емкости ограничены уровнем текущей информированности
экспертов и объемом их знаний. Данная аксиома - методологическое основание
необходимости обучения экспертов.
Экспертная
квалиметрия есть измерение (оценка) качества объектов и работ на основе или
привлечения "плохо" формализуемого опыта (памяти) экспертов (Э), или
на основе измерения с помощью органов чувств ("сенсоров") эксперта
(органолептическое измерение).
Теория экспертной
квалиметрии, представляя собой часть квалиметрии вообще, одновременно входит
неотъемлемой компонентой в теорию решений, в психологическую теорию решений, в
теорию Выбора. Этим определяется специфика экспертной квалиметрии, которая
перебрасывает "мосты" между общей теорией измерения качества
(квалиметрией) и такими ее измеренческими ветвями. как психометрика, теория
измерения спроса, социометрия, праксеометрия и т.п. (рис.4.1), где активную
роль играет человек, его ощущения, потребности, интересы и т.д. [1-б]. На рис
4.1 отражена взаимосвязь экспертной квалиметрии с другими измеренческими
теориями, квалиметрией и квалитологией.
Рис. 4.1. Взаимосвязь
экспертной квалиметрии с другими теориями измерения, выбора, решений и
классификации
Классификационная схема методов
экспертной квалиметрии с кодами и наименованиями классов отражена на рис.4.2.
Коды классификационной схемы мы будем использовать в дальнейшем.
Деятельностный аспект экспертной
квалиметрии определяет ее теоретическую декомпозицию на:
- теорию субъекта экспертной
квалиметрии;
- теорию объекта экспертной
квалиметрии;
- теорию оператора экспертной
квалиметрии.
Рис.4.2.
Классификация методов экспертного измерения качества (экспертных
оценок)
Продолжение рис 4.2
Теория объекта экспертной квалиметрии - это теория
качества рассматриваемого объекта и соответственно определенная теоретическая
компонента квалитологии- В данном случае она выступает как связующее звено
экспертной квалиметрии с общей квалиметрией и квалитологией и определяет
решение таких вопросов как классификация свойств и показателей качества (ПК),
выбор показателей качества для ЭО и т.п.
Теория оператора экспертной квалиметрии направлена на
разработку методов обработки экспертной информации, методов шкалирования и
свертывания, на обоснование моделей ОК в процессе экспертизы. Так как оператор
экспертизы есть совокупность операций, совершаемых субъектом над объектом ОК,
то теория оператора экспертной квалиметрии отражает в себе особенности субъекта
и объекта ЭО и в значительной степени связана с остальными теоретическими компонентами
экспертной квалиметрии. Так, например, теория субъективных оценок и
шкалирований, базирующаяся на психофизике и психологической теории решений,
одновременно выступает и неотъемлемой компонентой, теории оператора экспертизы.
Однако наряду с этой зависимостью в теории оператора экспертной квалиметрии
имеются теоретические компоненты, обладающие "внутренними"
источниками саморазвития и опирающиеся на нормативную теорию выбора,
математическую теорию шкал, таксономию, кластерный анализ и т.д.
Теория оператора
экспертной квалиметрии включает в себя теорию экспертного шкалирования,
свертывания и обоснования оценок (мер) качества, теорию проверки адекватности
экспертных оценок, теорию комплексирования экспертной информации с эмпирической
(внешней) информацией.
На рис.4.3 отражены
взаимосвязи теоретических частей экспертной квалиметрии, при этом пунктиром
отражено косвенное взаимовлияние частей, а прямыми линиями - прямое влияние.
Как видно из рис.4.3, к основным таким теоретическим компонентам относятся:
а) теория организации
субъекта экспертизы (теория отбора экспертов и организации экспертного опроса);
б) теория экспертного
шкалирования, свертывания и обоснования
оценок (мер) качества;
в) теория проверки
адекватности экспертных оценок;
г) теория комплексирования
экспертной информации(оценок) с эмпирической (внешней) информацией.
Рис. 4.3 Структура
экспертной квалиметрии