17. Мотивация персонала и основные подходы к ее обеспечению
Мотивация
– это воздействие на работников компании с целью направить и интенсифицировать
их действия в интересах организации.
Мотивация
к качественному труду является одним из главных вопросов менеджмента качества в
целом и в любой компании. Особо остро эта проблема стоит перед российскими
компаниями, где персонал за редким исключением не вовлечен в процессы
управления и улучшения качества.
Есть
три основных способа воздействия на работников:
·
заставить (принудить);
·
договориться (сделка купли-продажи
качественного труда);
·
создать условия, в которых работник
самомотивируется (самомотивация).
Системы
мотивации используют все три элемента, однако в рамках TQM наибольшее внимание
уделяется третьему способу — самомотивации. Мы понимаем самомотивацию как
выработку работником внутренних стремлений и желаний к определенным видам
деятельности. Самомотивация наиболее понятна на примере хобби. Та деятельность,
которую человек выбрал себе добровольно, дается ему лучше, чем все остальное. Его
не нужно заставлять или заключать с ним договоры о том, как надо делать любимую
им работу. Но почему люди выбирают toт иной вид деятельности как хобби и почему
они не любят делать и чему их принуждают?
Главное,
что поняли специалисты в области Всеобщего качества, - люди могут получать
удовольствие и радость от работы, могут испытывать гордость за свою работу.
Вспомним 12-й принцип Э. Деминга: «»Дайте работникам возможность гордиться
своим трудом». Люди самомотивируются, если в компании созданы условия, доставляющие
им положительные эмоции от работы и ее
результатов. Люди социальны, они живут в обществе и постоянно соизмеряют себя и
свои результаты с членами того или иного сообщества, они нуждаются в оценках и
признании, уважении и достоинстве. Это трудно дать людям в голой иерархической
административной системе, здесь нужен переход, в какой-то степени возврат к
другим общественным отношениям внутри компаний.
Воздействие
на персонал осуществляется через факторы, влияющие на направленность и усилия
работников. К числу факторов мотивации относятся условия оплаты труда, оценки
качества и количества труда, поощрения и наказания в зависимости от оценок, а
также так называемые внутренние факторы, такие, как признание коллег и
руководства, возможность ощущения радости от полученных результатов, работы в
группе и т. п.
На
отношение работника к работе влияет и то, насколько организация взяла на себя
решение вопросов его социально-страховой защиты в случаях потери (временной или
постоянной) трудоспособности, охраны здоровья и безопасности. Небезразлично для
работника и пенсионное обеспечение.
Жизненная
важность мотивации для менеджмента качества обусловлена необходимостью
вовлечения практически всех работников предприятий и процессы улучшения
качества. Улучшение качества невозможно без творческого, энергичного и
инициативного поведения работников. Система мотивации должна инициировать такое
поведение, однако возможности принудительных механизмов здесь ограничены,
определенные трудности встречают и различные методы материального
стимулирования. Оплата труда в зависимости от его качества, установление премий
(бонусов) за улучшение качества несомненно полезны, особенно на начальных
этапах создания и развития систем качества, однако как долговременные действия
они часто приводят к разочарованию в связи с появлением опасных побочных
явлений, таких, как искажение данных, манипуляции с отчетами, разрушение
атмосферы сотрудничества и развитие соперничества, а иногда и превращение
системы мотивации в систему демотивации.
Методы
мотивации
Известный
американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет ре основных метода мотивации:
·
принуждение;
·
вознаграждение;
·
солидарность (отождествление);
·
приспособление.
Принуждение
Принуждение
основано на страхе подвергнуться наказанию и испытать при этом отрицательные
чувства и эмоции. В материальной сфере принуждение связано со штрафами,
увольнениями, переводом на другую, низкооплачиваемую должность или работу. В
социально-психологической сфере управления метод принуждения чаще всего
использует формы, связанные со страхом публичного унижения, оскорбления и/или
стресса. Человек, боясь быть оскорбленным или беспокоясь за свое здоровье,
становится покорным.
Вознаграждение
Вознаграждение
может быть в денежной форме, в форме подарка, дополнительного отпуска, а также
в нематериальной форме – награда, благодарность, популяризация сотрудника через
публикацию материалов о нем в газетах, радио, приглашение на обед с
руководством и т.п. Вознаграждение всегда должно быть связано с приятными
эмоциями и чувствами работника. Сочетание денежных и нематериальных
вознаграждений особенно эффективно для российской текущей ситуации, поскольку
большинство работников наших предприятий – необеспеченные люди, и для них
«полезность» денежного вознаграждения очень велика.
Солидарность и
отождествление
В
рамках этого метода через убеждение, воспитание, обучение, а также путем
создания определенного климата в организации у работников развивают цели,
устремления, совпадающие или близкие к целям фирмы. При этом мотивы ощущаются
работниками как внутренние. В результате работники начинают рассматривать
благополучие фирмы как основу своего благополучия, успехи и неудачи фирмы – как
личные.
Это
очень эффективный современный метод, в основе которого – знание социальной
психологии, создание атмосферы единой команды, семейного стиля менеджмента и
т.п.
Приспособление
Этот
метод более характерен для менеджеров среднего и даже верхнего эшелонов. Он
позволяет сотрудникам влиять на цели и задачи самой организации, приспосабливая
их частично к своим целям. Люди охотнее следуют своим установкам, чем чужим.
Сила метода мотивации прежде всего в том, что у работников, оказывающих влияние
на цели и задачи фирмы, появляется ощущение совладельца, соучастника в
важнейших стратегических вопросах фирмы или своего подразделения. Этот метод
сопровождается делегированием полномочий на те уровни управления, где они
необходимы, что способствует облегчению выбора целей и задач своей организации
все большим числом сотрудников. Это является мощным мотивом для внутреннего
объединения целей фирмы с индивидуальными целями отдельных сотрудников и
подразделений.