Управление качеством
Вторник, 23.04.2024, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Сертификация систем качестваРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Сертификация производства

Сертификация производства -- это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность конкретных характеристик производимых продукции, услуг или работ, определенных нормативными документами.

Этапы сертификации производства

Таблица 3.1

Наименование этапа

Содержание этапа

Исполнитель

Окончание этапа

1. Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции

Анализ декларации-заявки

Организация (заявитель)

Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов

2. Экспертиза исходных материалов

Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Составление заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства

3. Формирование комиссии по проверке производства

Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Оформление приказа о составе комиссии

4. Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы)

Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Принятие программы проверки производства

5. Проверка производства

Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Составление акта о результатах проверки производства

6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов по результатам проверки производства

Оформление проекта сертификата

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Направление акта о результатах проверки производства, проекта сертификата в Технический центр Регистра

7. Принятие решения о сертификации производства

Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра

Технический центр Регистра

Направление сертификата заявителю

8. Инспекционный контроль за сертифицированным производством

Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Технический центр Регистра

Оформление актов проверок

При сертификации производства рекомендуется получить систематизированные Исходные данные для предварительной оценки состояния производства (Приложение 2). Такие данные позволят комиссии экспертов сформулировать более объективный вывод о состоянии производства перед планированием и проведением окончательной оценки.

Сертификация систем качества

4.1 Общие требования к органам по сертификации систем качества и критерии их аккредитации

Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности создают, производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупностью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, запросы, требования потребителей (заказчиков). Обычно требования потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию.

Успешная экономическая деятельность разработчиков, товаропроизводителей и поставщиков, их конкурентоспособность на рынке в значительной мере зависят от наличия у них высокоэффективного организационно-технического механизма управления и обеспечения качества продукции (услуг), прогрессивной и результативной системы качества, ориентированной на требования потребителя (заказчика).

Сертификация систем качества – это действие третьей, не зависимой от потребителя и изготовителя стороны, которым доказывается, что обеспечена необходимая уверенность в соответствии системы качества выбранной модели (ИСО 9001:2000) или иным нормативным документам, определенным заявителем.

При этом необходимо обязательно осуществить процедуру идентификации системы качества, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию системы качества заявленной модели.

Сертификация систем качества может проводиться как в рамках обязательной сертификации продукции, так и в рамках добровольной сертификации. В первом случае сертификация систем качества осуществляется, если это предусмотрено способом (формой, схемой) сертификации этой продукции; во втором - если это продиктовано интересами предприятия-заявителя.

В любом случае, сертификацию систем качества осуществляют аккредитованные для этих целей органы по сертификации, зарегистрированные в Госстандарте России.

Как предусмотрено и зарубежной практикой создания систем аккредитации, аккредитация органа по сертификации предусматривает комплекс процедур, посредством которых официально признается его возможность выполнять работы по сертификации в заявленной области.

4.2 Область аккредитации. Порядок и процедуры аккредитации органов по сертификации систем качества

Область аккредитации органов по сертификации определяется видами экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКДП и видами продукции (услуг), обеспечение качеством которых осуществляется в рамках систем качества, в соответствии с классификатором ОКП.

Был сформирован комплекс требований, применяемых в РФ к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию в обязательной (законодательно регулируемой) и добровольной сферах.

В настоящее время Российская система аккредитации (РОСА) регламентирована комплексом государственных стандартов. В этих стандартах реализованы положения законов РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, а также руководств ИСО/МЭК 55, ИСО/МЭК 38, ИСО/МЭК 40, европейских стандартов Е серии 45000 и работ Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Объектами аккредитации в рамках этой системы определены(ГОСТ 51000.1-95):

·         лаборатории, осуществляющие испытания, измерения, калибровку;

·         органы по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества;

·         метрологические службы юридических лиц, осуществляющие поверку средств измерений;

·         организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов в этих областях деятельности.

Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти (в случаях, определенных законодательством). Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис.4.1 и включает следующие шесть основных этапов:

1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение.

2. Экспертизу документов по аккредитации;

3. Аттестацию заявителя;

4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации;

5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, и, соответственно, оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации.

6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.

 

Рис.4.1 Организация работ по аккредитации

 Европейская концепция взаимного признания. Структура Европейских органов по аккредитации

Важнейшим правовым актом, направленным на защиту стран ЕС от распространения недоброкачественной продукции, стал принятый 25 июля 1985 года Закон "Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции" (далее - Закон). В данном Законе устанавливалась презумпция виновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие дефектного продукта. Потерпевший потребитель не должен более доказывать, что продукция произведена с нарушениями, ему достаточно указать на наличие дефекта в продукции и причинной связи с понесенным ущербом, а также размер ущерба. Изготовитель хорошо знает свое производство и если ему не удается привести доказательства своей невиновности (а юрисдикция предъявляет очень высокие требования), то он несет ответственность за возникший ущерб.

Закон дает новое определение дефекту, которое в подобной форме до сих пор не существовало ни в одном национальном праве. Во всех случаях продукция считается дефектной, если она не обеспечивает того уровня безопасности, на который человек вправе рассчитывать с учетом всех обстоятельств. Критерием дефекта в продукции является объективное требование к его безопасности.

Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, которая имеет Комитет по сертификации (СЕГТИКО). В 1985 г. в связи с дальнейшим развитием работ в области переименовании его в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), комитет ИСО 176. Издана Система сертификации, Системы обеспечения сертификации, аккредитации лабораторий и оценки систем обеспечения качества принято решение о расширении деятельности СЕРТИКО и качества.

Совместно с ИСО над проблемами сертификации работает МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК). МЭК организовал также две международные системы сертификации.

В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) – Международной организации по стандартизации стран-членов Общего рынка – утвердила "Правила внедрения и использования систем СЕН СЕР” и общие положения систем сертификации и взаимного признания странами ЕЭС результатов испытания резервов в странах ЕЭС к 1992 г., предусмотрела выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕЭС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране, являющейся членом ЕЭС, должна быть допущена на рынке других стран сообщества.

В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.

В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах.

В Европейских объединениях взаимное признание аккредитации не происходит автоматически одновременно с приемом в объединение в качестве члена. Такое признание является предметом особых соглашений (например, многостороннее соглашение о взаимном признании органов по сертификации - MLA). Взаимное признание реализуется только после подписания этих соглашений, после того, как организация, система качества и применяемые на практике процедуры были проверены (оценены) партнерами, причем проверка повторяется регулярно с интервалом в несколько лет.

Требования к экспертам по сертификации систем качества и проведению аудита

6.1 Требования к экспертам по сертификации систем качества. Кодекс поведения

Проведение работ по сертификации систем качества осуществляет штатный персонал экспертов органа по сертификации, способных проводить такие работы по соответствующим областям деятельности органа.

В целях создания в России условий для высококвалифицированной деятельности по сертификации, в том числе по сертификации систем качества, Госстандартом России сформирована и функционирует Российская система сертификации персонала, включающая специализированную Систему сертификации экспертов. Подготовка экспертов осуществляется Академией стандартизации, метрологии и сертификации (учебной), а также другими аккредитованными для этих целей учебными организациями. Для этого разработаны специальные программы с учетом требований ИСО 10011-2, определены процедуры и порядок аттестации экспертов, правила их регистрации в государственном реестре.

В рамках существующей системы сертификации определяется требования к экспертам. Эти требования обычно базируются на имеющихся международных стандартах с учетом национальных особенностей производства и его нормативных документах. В стандарте ИСО 10011 определены требования к аудиторам. Аудитор должен быть приятным человеком в общении, не допускать любых неприятных замечаний и грубых слов, слушать внимательно собеседника (делая заметки), уметь глубоко обсуждать любую проблему немедленно, не иметь предубеждений и не допускать возможностей оказания на себя влияния со стороны кого бы то ни было. Одними из важнейших требований к аудитору являются честность, спокойствие, объективность, пунктуальность, аккуратность и профессиональное мастерство.

В рамках национальной системы сертификации возможно уточнение и дополнение к требованиям международного стандарта. В рамках национальной системы так же существует сложившаяся практика подготовки и проведения аудита. Аудит является составной частью сертификации систем качества и производства.

Основными обязанностями аудитора в процесса инспекционной проверки являются:

·         планирование и эффективное (производительное) проведение инспекционной проверки порученного участка аудита;

·         сбор и анализ доказательств несоответствия инспектируемой системы качества или ее элементов за счет наводящих вопросов и наблюдений;

·         подготовка аудиторского рапорта;

·         подготовка заключительного рапорта по применению корректирующих действий инспектируемой организации для исправления выявленных в процессе аудита недостатков.

Аудитор должен в совершенстве знать стандарт, на основании которого проводится инспекционная проверка, и процедуры прохождения аудита.

Руководству программы проверки следует учесть необходимость включения морального кодекса в деятельность экспертов-аудиторов и в управление программой проверок.

Требования к аудитору более ужесточаются, когда речь заходит о руководителе команды аудиторов. Он является лидером аудиторов, проводящих инспекционную проверку, и должен быть более подготовленным, так как именно руководитель группы принимает все окончательные решения и несет персональную ответственность за работу аудиторской команды.

6.2 Требования к руководству программой аудиторских проверок. Международный стандарт ISO 10011

Эти требования в основном регламентированы международным стандартом ISO 10011:

Управление программой проверки должно осуществляться лицами, обладающими практическими знаниями по методике и практике проведения проверок качества.

Руководство программы должно нанимать экспертов-аудиторов, соответствующих рекомендациям, изложенным в ИСО 10011-2. Одобрение таких экспертов-аудиторов должна проводить аттестационная комиссия, приемлемая для руководства программы проверки, что соответствует рекомендациям, данным в ИСО 10011-2.

Руководство программы проверки должно постоянно оценивать деятельность своих экспертов-аудиторов либо путем наблюдения в ходе проверок, либо иным способом. Такую информацию следует использовать для улучшения выбора экспертов-аудиторов и повышения уровня их работы, а также для выявления недостатков в работе.

Если одна и та же операция проверяется в одних и тех же условиях, то проверки, проведенные разными экспертами-аудиторами, должны завершаться однотипными заключениями. Руководству программы проверки следует выработать методы оценивания и сравнения деятельности экспертов-аудиторов для обеспечения согласованности между ними. Такие методы должны включать:

- семинары по подготовке экспертов-аудиторов;

- сравнения деятельности экспертов-аудиторов;

- анализ отчетов о проверках;

- оценки деятельности;

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz