Управление качеством
Среда, 24.04.2024, 08:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Виды аудитов и стандарты проведенияРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

1.2 Виды аудитов

Категории аудита:

Аудит первой стороной (First Party audit) – под этим понимается аудит силами самого предприятия; обычно это внутренний аудит.

Аудит второй стороны (Second Party audit) – обычно это аудит потребителями системы качества поставщика или потенциального поставщика. В некоторых отраслях такая проверка обязательна, она входит в т.н. одобрение поставщика (стандарты QS9000, ИСО/ТУ 16949). Основная цель – получение уверенности в стабильности выполнения ваших требований к системе качества поставщика и ее эффективности.

Аудит третьей стороны (Third Party audit) – осуществляется независимой внешней организацией. В ее роли обычно выступает орган по сертификации, аккредитованный соответствующим образом.

Типы аудита:

1. Аудит на адекватность (Adequacy Audit) – устанавливает степень соответствия системы документов к требованию применяемых стандартов. Обычно проводится путем сравнения документов системы качества и требований стандартов. Под системой документов понимают – руководство по качеству, документированные процедуры 2-го и 3-го уровня, записи и данные по качеству и т.д.

2. Аудит на  соответствие (Compliance Audit). Цель – установить степень понимания, выполнения и соблюдения персоналом документированной системы качества. В его рамках проверяется выполнение запланированных мероприятий системы качества.

3. Аудит процесса проектирования, процесса, продукции – обычно это сквозной аудит, в котором рассматривается вся система проектирования и производства определенной продукции или услуги. Этот тип аудита обычно используется при проверке проекта или специально (например, для программного обеспечения). Этот тип аудита не следует путать с обычной проверкой продукции.

Внешний аудит (External Audit), проводимый обычно у поставщиков, чаще всего включает аудит на адекватность и соответствие.

Сторонний аудит (Extrinsic Audit), является противоположностью внешнего аудита по отношению к проверяемой организации, то есть проверка самой организации (выступающей в роли поставщика) заказчиком.

Внутренний аудит производит изучение адекватности и соответствия внутренней системы качества, документированных процедур, выявление несоответствий и т.д. Это самый важный из всех видов аудита, с точки зрения обеспечения руководства информацией о системе качества и ее эффективности.

Плановый аудит. Он проводится по заранее разработанному ежегодному плану. Он обеспечивает, чтобы все элементы системы качества (процессы) оценивались через  регулярные промежутки времени (например, 1 раз в год). Интервалы проверок должны поддерживать нормальную работу системы качества. Обычно ежегодный план аудита характерен для внутреннего аудита и составляется службой качества предприятия.

Внеплановый аудит. Он в основном характерен для аудитов 1-ой и 2-ой стороны. Основанием для внепланового аудита могут быть следующие причины:

1. Серьезные изменения в организационной структуре предприятия;

2. Выявление новых проблем при анализе данных о качестве;

3. Разработка и постановка на производство новой продукции;

4. Наличие серьезных претензий и рекламаций от потребителя.

Требование по всем видам аудита - проведение его квалифицированным и обученным персоналом. Аудиторы должны быть независимы от проверяемой области.

Одним из основных направлений применения аудита качества является подготовка и проведение сертификации системы качества организации. Она обычно состоит из следующих основных этапов:

1. Принятие решения.

2. Оценка существующего производства.

3. Подготовка документации.

4. Необходимые консультации.

5. Решение организационных вопросов с органом по сертификации  и системы по сертификации.

6. Предварительный аудит.

7. Сертификационный аудит (с выдачей сертификата).

8. Повторные (наблюдательные) аудиты.

При проведении различных видов аудита (аудит поставщиков, внутренний аудит) возможно изменение количества и содержания организационных этапов.

Обобщенно этапы собственно аудита качества можно представить следующим образом:

1. Общее планирование аудита.

2. Обучение аудиторов, комплектование групп.

3. Непосредственная подготовка и планирование аудита. Подготовка вопросов.

4. Проведение аудита.

5. Оформление отчетов и несоответствие общей документации.

6. Мероприятия по результатам анализа аудита.

7. Возможные повторные аудиты.

 

1.3 Стандарты и нормативные документы по проведению аудита. Основные положения и терминология. Стандарт ИСО 10011

Проведение аудита может регламентироваться различными документами в зависимости от вида аудита. Одним из основных документов является международный стандарт ИСО10011 [1]. Он устанавливает требования по следующим направлениям:

1. Проверка.

2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке системы качества.

3. Руководство программ и проверок.

Данный стандарт позволяет организации обеспечивать проведение аудита с получением объективных доказательств касающихся выявлению устранению и предотвращению несоответствий. Наряду с общими рекомендациями стандарта ИСО10011 организация должна разработать и внедрить собственные нормативные документы, детализирующие и уточняющие порядок аудита. Например, для внутренних аудитов должна быть разработана документированная процедура. При разработке такой документации должна учитываться вся гамма нормативно-технической документации и стандартов.

"Управление программой проверки должно осуществляться лицами, обладающими практическими знаниями по методике и практике проведения проверок качества.

Руководство программы должно нанимать экспертов-аудиторов, соответствующих рекомендациям, изложенным в стандарте ИСО 10011-2. Одобрение таких экспертов-аудиторов должна проводить аттестационная комиссия, приемлемая для руководства программы проверки, что соответствует рекомендациям, данным в стандарте ИСО 10011-2.

Руководство программы проверки должно постоянно оценивать деятельность своих экспертов-аудиторов либо путем наблюдения в ходе проверок, либо иным способом. Такую информацию следует использовать для улучшения выбора экспертов-аудиторов и повышения уровня их работы, а также для выявления недостатков в работе.

Если одна и та же операция проверяется в одних и тех же условиях, то проверки, проведенные разными экспертами-аудиторами, должны завершаться однотипными заключениями. Руководству программы проверки следует выработать методы оценивания и сравнения деятельности экспертов-аудиторов для обеспечения согласованности между ними. Такие методы должны включать:

- семинары по подготовке экспертов-аудиторов;

- сравнения деятельности экспертов-аудиторов;

- анализ отчетов о проверках;

- оценки деятельности;

- ротацию экспертов-аудиторов между группами экспертов-аудиторов.

Руководство программы проверки должно регулярно оценивать необходимость в подготовке экспертов-аудиторов и предпринимать соответствующие меры по поддержанию и повышению их профессионального мастерства" [1].

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz