Категории аудита:
Аудит первой стороной
(First Party audit) – под этим понимается аудит силами самого предприятия;
обычно это внутренний аудит.
Аудит второй стороны (Second
Party audit) – обычно это аудит потребителями системы качества поставщика или
потенциального поставщика. В некоторых отраслях такая проверка обязательна, она
входит в т.н. одобрение поставщика (стандарты QS9000, ИСО/ТУ 16949). Основная
цель – получение уверенности в стабильности выполнения ваших требований к
системе качества поставщика и ее эффективности.
Аудит третьей стороны
(Third Party audit) – осуществляется независимой внешней организацией. В ее
роли обычно выступает орган по сертификации, аккредитованный соответствующим
образом.
Типы аудита:
1. Аудит на
адекватность (Adequacy Audit) – устанавливает степень соответствия системы документов
к требованию применяемых стандартов. Обычно проводится путем сравнения документов
системы качества и требований стандартов. Под системой документов понимают –
руководство по качеству, документированные процедуры 2-го и 3-го уровня, записи
и данные по качеству и т.д.
2. Аудит на соответствие (Compliance Audit). Цель –
установить степень понимания, выполнения и соблюдения персоналом
документированной системы качества. В его рамках проверяется выполнение запланированных
мероприятий системы качества.
3. Аудит процесса
проектирования, процесса, продукции – обычно это сквозной аудит, в котором
рассматривается вся система проектирования и производства определенной продукции
или услуги. Этот тип аудита обычно используется при проверке проекта или
специально (например, для программного обеспечения). Этот тип аудита не следует
путать с обычной проверкой продукции.
Внешний аудит
(External Audit), проводимый обычно у поставщиков, чаще всего включает аудит на
адекватность и соответствие.
Сторонний аудит
(Extrinsic Audit), является противоположностью внешнего аудита по отношению к
проверяемой организации, то есть проверка самой организации (выступающей в роли
поставщика) заказчиком.
Внутренний аудит
производит изучение адекватности и соответствия внутренней системы качества,
документированных процедур, выявление несоответствий и т.д. Это самый важный из
всех видов аудита, с точки зрения обеспечения руководства информацией о системе
качества и ее эффективности.
Плановый аудит. Он
проводится по заранее разработанному ежегодному плану. Он обеспечивает, чтобы
все элементы системы качества (процессы) оценивались через регулярные промежутки времени (например, 1
раз в год). Интервалы проверок должны поддерживать нормальную работу системы
качества. Обычно ежегодный план аудита характерен для внутреннего аудита и составляется
службой качества предприятия.
Внеплановый аудит. Он
в основном характерен для аудитов 1-ой и 2-ой стороны. Основанием для внепланового
аудита могут быть следующие причины:
1. Серьезные
изменения в организационной структуре предприятия;
2. Выявление новых
проблем при анализе данных о качестве;
3. Разработка и
постановка на производство новой продукции;
4. Наличие серьезных
претензий и рекламаций от потребителя.
Требование по всем
видам аудита - проведение его квалифицированным и обученным персоналом. Аудиторы
должны быть независимы от проверяемой области.
Одним из основных
направлений применения аудита качества является подготовка и проведение
сертификации системы качества организации. Она обычно состоит из следующих
основных этапов:
1. Принятие решения.
2. Оценка
существующего производства.
3. Подготовка
документации.
4. Необходимые
консультации.
5. Решение организационных
вопросов с органом по сертификации и
системы по сертификации.
6. Предварительный
аудит.
7. Сертификационный
аудит (с выдачей сертификата).
8. Повторные
(наблюдательные) аудиты.
При проведении различных
видов аудита (аудит поставщиков, внутренний аудит) возможно изменение
количества и содержания организационных этапов.
Обобщенно этапы
собственно аудита качества можно представить следующим образом:
1. Общее планирование
аудита.
2. Обучение аудиторов,
комплектование групп.
3. Непосредственная
подготовка и планирование аудита. Подготовка вопросов.
4. Проведение аудита.
5. Оформление отчетов
и несоответствие общей документации.
6. Мероприятия по результатам
анализа аудита.
7. Возможные
повторные аудиты.
Проведение аудита
может регламентироваться различными документами в зависимости от вида аудита.
Одним из основных документов является международный стандарт ИСО10011 [1]. Он
устанавливает требования по следующим направлениям:
1. Проверка.
2. Квалификационные
критерии для экспертов-аудиторов по проверке системы качества.
3. Руководство
программ и проверок.
Данный стандарт
позволяет организации обеспечивать проведение аудита с получением объективных
доказательств касающихся выявлению устранению и предотвращению несоответствий.
Наряду с общими рекомендациями стандарта ИСО10011 организация должна разработать
и внедрить собственные нормативные документы, детализирующие и уточняющие порядок
аудита. Например, для внутренних аудитов должна быть разработана документированная
процедура. При разработке такой документации должна учитываться вся гамма
нормативно-технической документации и стандартов.
"Управление
программой проверки должно осуществляться лицами, обладающими практическими знаниями
по методике и практике проведения проверок качества.
Руководство программы
должно нанимать экспертов-аудиторов, соответствующих рекомендациям, изложенным
в стандарте ИСО 10011-2. Одобрение таких экспертов-аудиторов должна проводить
аттестационная комиссия, приемлемая для руководства программы проверки, что
соответствует рекомендациям, данным в стандарте ИСО 10011-2.
Руководство программы
проверки должно постоянно оценивать деятельность своих экспертов-аудиторов либо
путем наблюдения в ходе проверок, либо иным способом. Такую информацию следует
использовать для улучшения выбора экспертов-аудиторов и повышения уровня их работы,
а также для выявления недостатков в работе.
Если одна и та же
операция проверяется в одних и тех же условиях, то проверки, проведенные
разными экспертами-аудиторами, должны завершаться однотипными заключениями.
Руководству программы проверки следует выработать методы оценивания и сравнения
деятельности экспертов-аудиторов для обеспечения согласованности между ними.
Такие методы должны включать:
- семинары по
подготовке экспертов-аудиторов;
- сравнения
деятельности экспертов-аудиторов;
- анализ отчетов о
проверках;
- оценки
деятельности;
- ротацию
экспертов-аудиторов между группами экспертов-аудиторов.
Руководство программы
проверки должно регулярно оценивать необходимость в подготовке
экспертов-аудиторов и предпринимать соответствующие меры по поддержанию и повышению
их профессионального мастерства" [1].