Управление качеством
Четверг, 25.04.2024, 07:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Информационная логистикаРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Информационная логистика

Построение информационной системы логистики является очень сложной и индивидуальной задачей. Эффективно функционирующие информационные потоки позволяют учитывать, контролировать и организовывать процессы на складах материалов и готовой продукции в ходе транспортировки, производства, сбыта, продаж и обеспечивают высокий уровень качества обслуживания потребителей. Правильное построение такой  системы должно учитывать внешние связи с поставщиками, клиентами и т.п. (рис. 1).

Логическая информационная система, являясь подсистемой информационной системы управления организацией, предназначена для решения специфических задач логистики, поэтому ее построение должно быть индивидуальным в зависимости от объема задач и существующей структуры организации, а передача информации, ее переработка, хранение и использование – полностью учитывать потребности всех подразделений организации.  В практике реализации информационных систем все большее значение приобретает их компьютерная поддержка. Один из примеров организации подобных систем приведен на рис. 2.

Информационная система логистики имеет следующие характерные особенности: иерархические построения, структуризация сетей, возрастающая автоматизация и компьютерная поддержка базы данных;  растущее применение стандартных программ для ЭВМ.

Информационная система логистики отражает иерархическую структуру построения организации и организует информационные потоки на разных уровнях – от нижнего оперативного уровня до высшего уровня стратегического планирования и управления (рис. 3.).

Первый уровень, т.е. самый нижний уровень информационной системы логистики, объединяет деятельность по оформлению сделок и выдаче справок. Примерами такой работы являются обработка заказов и информация о них клиентов, отметка состояния запасов, подготовка документов на отгрузку товаров, поиск транспортных тарифов в каталогах фирм и т.п. Такие действия выполняются постоянно, несколько раз в течение часа, поэтому для оперативного персонала очень важно соблюдение высокой скорости информационных сообщений, в том числе и вводимых в ЭВМ.

Второй уровень, более высокий уровень информационной системы, объединяет деятельность персонала низшего звена управления. Руководители подразделений складов должны контролировать заполнение его пространства, запасы, производительность труда при комплектовании заказов и т.п. Менеджер по использованию транспорта должен располагать необходимыми работниками, оборудованием, заботиться об экономии при организации перевозок и доставке по расписанию. Руководители этого уровня ежедневно подготавливают и вводят в ЭВМ отчеты о состоянии и выполнении планов.

Третий уровень – тактическое планирование и контроль – охватывает очень широкий круг задач с периодичностью решения от одного дня до одного года. Оценка ограничений при регулировании запасов и характеристик снабжения, выбор фирм  - перевозчиков и планировка складов, планирование сезонных запасов потребности в транспорте – примеры организационной тактики разрешения логистических проблем. Эти задачи часто включают управление средним звеном, например, управление сбытом или транспортировкой. Их особенностью является постоянный поиск оптимальных вариантов на основе информации базы данных и алгоритмов, отражающих методы решения и анализа соответствующих задач.

Четвертый уровень – стратегическое планирование – подразумевает выбор целей и политики поведения всей системы логистики, а также определение ресурсов, необходимых для осуществления снабжения и распределения. В данном случае доступная скорость передачи информации редко бывает важной, однако точность сведений, которыми располагает информационная система, возможность использования современных программных при принятии таких решений самым активным образом повлияют на качество деятельности всей организации по достижению поставленных целей.

Рассмотренная иерархия проблем управления и планирования справедлива для всех организаций, независимо от их размеров, однако в средних и малых организациях перечисленные задачи логистики выполняются меньшим персоналом.

Применение локальных сетей для реализации информационной системы логистики внутри организации. Локальные  сети выполняют роль коммуникаций на различных уровнях системы. Наряду с обменом данными между отдельными группами компьютеров возникают предпосылки для использования периферийных ЭВМ.

    Возможны три основные топологии сетей (рис.4.):

- структура звезды – все участники имеют центральную ЭВМ (ядро или узел звезды), связывающую их друг с другом. Недостатком здесь является то, что выход из строя этого центра или выходящих из него коммуникаций, нарушает работу всего комплекса сети;

- кольцевая структура – каждый участник связан с двумя соседними. С помощью промежуточных звеньев возможна связь со всеми станциями сети. Недостаток в том, что при выходе из строя одной станции все кольцо оказывается нарушенным;

- U- образная структура – каждый участник связан с каждым. Во время связи двух участков сети она временно становится недоступной для использования остальными. Но эта структура имеет то преимущество, что при выходе из строя любой станции сеть остается работоспособной.

На практике обычно применяются смешанные формы или развитие этих структур. Причем при внепроизводственной передаче данных могут использоваться так называемые общетерриториальные сети.

Разработка и реализация интегрированной и автоматизированной системы логистики в настоящее время является сложной междисциплинарной задачей создания информационной системы планирования и останется таковой в обозримом будущем. Она охватывает применение ЭВМ при снабжении, производстве, распределении товаров и включает организационно - информационное  взаимодействие между планированием, производством, качеством, закупками, системой обслуживания потребителей и их управление с использованием компьютерной поддержки. Подключение отдельных модулей позволяет уяснить ту основную мысль, что их интеграция обеспечивает комплексное объединение ранее децентрализованных (так называемых «островковых») решений в рамках концепции логистики, нацеленной на интеграцию всех функций, которые реализуют сквозное планирование, управление и контроль материальных и информационных потоков от поставщиков до потребителей, и соответственно на создание единой системы. Пример интегрированной системы заполнения заказов клиентов приведен на рис.5.

Несмотря на то, что многие уже существующие системы управления производственной деятельностью и логистика базируются на конкурирующих друг с другом  концепциях, их объединяют в большей мере общие задачи, которые помогут построить единую компьютерную и информационную систему,  чтобы создать условия для быстрой обработки заказов на поставку товаров.  Так, в рамках логистической системы производства должна быть организована подсистема компьютерной поддержки, контролирующая изготовление и сборку, а также выполнение традиционных функций наблюдения за материальными потоками. Ее работу необходимо согласовывать с системой планирования и управления процессами подготовки работ, их обеспечения и реализации на основе разработки производственных программ, расписаний, учета количества, сроков и мощностей. Эти области в значительной степени перекрываются функциями логистики.

Учитывая, что современная информационная система характеризуется структуризацией по уровням, необходимо при ее построении соблюдать следующие условия:

сбор информации и ее переработка должны быть настолько автономны для каждого уровня, насколько это возможно;

·         обмен информацией между уровнями должен быть по возможности не велик;

·         подразделения должны быть по содержанию выполняемых работ и функциональному назначению четко разграничены.

Различные варианты системы коммуникаций ведут к детализации планирования, управления и наблюдения в процессе выполнения заказов потребителей.

Большим преимуществом многоуровневой системы является то, что подготовка информации выполняется раздельно на каждом уровне и между этими уровнями происходит обмен только необходимой информацией. Кроме того, преимуществом логической информационной системы является возможность применения принципа оборота информации, позволяющего по  каналам обратной связи получить сведения о фактическом состоянии и использовать их для корректировки информации и принятия решений по изменению сложившейся неблагоприятной ситуации.

Развитие системы информационной обработки для решения логистических задач идет в основном по пути создания и использования специальных регистраторов, обеспечивающих моментальное получение нужных сведений.

Интеграцию в общую информационную систему регистраторов, использующих современные технические средства и организационные модели, осуществляют на основе требований, представленных на рис. 6.

Картина состояния системы на текущий момент времени должна формироваться из сведений, отражающих состояние производства, изменение наличных запасов и оформление транспортных документов, собранных регистраторами соответствующих каналов логистики. В дальнейшем регистрирующая система может получить из базы данных информацию о состоянии средств транспорта, потребности в материальных ресурсах, запуске производственных заказов и т.п. Используя такую систему, всегда есть возможность сопоставить реальные процессы выполнения заказов с  запланированными и принять решение в случае их значительного расхождения.

Так, в рамках управления складированием регистратор логистики охватывает области поступления товара, оприходования его и выдачи со склада, а также комплектации заказов. В связи с большим числом возможных вариантов складирования описание общего объема функций системы управления складскими операциями невозможно. В соответствии с различными видами складов ЭВМ управляет всеми процессами по размещению, выдаче со склада, а также устройствами  для обслуживания стеллажей таким образом, чтобы протяженность пути перемещаемых объектов была минимальной. Обслуживающие устройства снабжаются мобильными (бортовыми) компьютерами, соединенными с

помощью радиосвязи с центральной ЭВМ склада. Этим обеспечивается своевременное сообщение складским работникам об их последующих действиях и заданиях (при выдаче заказа рабочему сообщаются место складирования, складские единицы и количество получаемых со склада изделий). Кроме того, с помощью бортового компьютера фиксируются все перемещения на складе и данные об этом направляются в центральную ЭВМ. Это позволяет точно знать состояние складских запасов в данный момент. Все объекты предварительно идентифицируют с помощью кодирования. Для этого обслуживающие устройства и персонал снабжаются сканирующими пистолетами, что обеспечивает наблюдение за материальными потоками.

Взаимодействие складов с системой оперативного управления производством осуществляют также по каналам связи. Так передаются производственные заказы на пополнение истощенных запасов. Для организации обслуживания потребителей продукции также по канала вязи из служб сбыт на ЭВМ склада готовых изделий направляют заказы. С помощью описанной выше системы при поступлении их на склад следует автоматическое указание мета складирования. ЭВМ склада управляет в ночное время автоматическим перемещением объектов складирования с той целью, чтобы время выдачи заказов к началу следующего дня было минимальным.

Способность логической системы работать в реальном масштабе времени самым тесным образом связана с необходимостью применения определителей данных для идентификации объектов. Их в основном разделяют на две группы: определители, которые нужны в относительно редких случаях (например, для сообщения о ходе изготовления или сборки); определители, которые имеют высокую частоту применения, они обычно более  стабильны и дорогостоящи.

Дальнейшее характерное отличие определителей основано на виде кодирования:

·         механические кодировщики обычно дешевы, просты и надежны (это, например, механические и индуктивные устройства, оптические и световые приборы, позволяющие прочитать код);

·         магнитные кодировки мало восприимчивы к загрязнению и обеспечивают надежность считывания, их недостаток – относительно высокая цена;

·         оптические кодировщики специально для штриховых кодов имеют в настоящее время наибольшее распространение (применяются приблизительно в 75% случаев), что объясняется относительно небольшой их стоимостью и высокой надежностью считывания кода (ошибка составляет 1/106);  

·         электронные кодировщики, обычно программируемые, являются технически сложными и поэтому дорогостоящими.

В связи с различными условиями эксплуатации возможности применения тех или иных  методов кодирования сопоставить сложно. Дополнительными аргументами «за» или «против» могут быть: способность установки, техника (известна, применима), возможности разнообразного применения, соотношение между затратами  и полезностью, легкость считывания, процент ошибки, требуемая плотность нанесения кода.

Непрограммируемые кодировщики используются там, где состояние кодируемых товаров и материалов не подвергается изменениям. В тех областях, где наносимые на объект данные изменяются, целесообразно работать с программируемыми кодировщиками.

В заключение следует отметить, что интенсивное развитие вычислительной техники, программного обеспечения, современных информационных процессов и технологий, коммуникационных связей от простейших до спутниковых делают возможности информационной логистики очень широкими. Во многом ее эффективность зависит от возможности конкретной организации и профессионального уровня ее персонала, поэтому с учетом изложенных выше принципов и целей системы строятся индивидуально.

Логистические принципы, которыми необходимо пользоваться на всех этапах жизненного цикла создания продукта или услуги, в первую очередь направлены на обеспечение их качества. Этот вывод подтверждается снижением общих материальных и временных затрат, увеличением эффективности, уменьшением себестоимости, трудоемкости и т.д.

Возможность управления параметрами обеспечения материальными ресурсами, складирования, производства и сбыта (распределения) с использованием объективных логических, математических и статических методов, с привлечением современной вычислительной техники и программного обеспечения делают связь логистики и TQM неразрывной.


рис.1. Информационные и материальные потоки в системе логистики




Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz