1. Процессы
и их характеристики
Процесс - это
совокупность ресурсов и видов деятельности,
которая осуществляется над исходными элементами (вход процесса) с
помощью ресурсов и приводит их к определенному результату (выхода процесса).
Предполагается, что в процессе преобразования исходных элементов (материалов) происходит увеличение их
ценности за счет применения квалифицированного труда и знаний.
В соответствии со
стандартом ИСО 9000:2000 под процессом понимается "совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в
выходы".
Качество процесса
определяется тем, насколько потребительские свойства продукта удовлетворяются
на заводском уровне требованиями конструкторской и технологической документации.
Эффективность
процесса оценивается как высокое
качество выпускаемой продукции и обеспечивается с помощью системы управления.
В системе менеджмента
качества рассматриваются все процессы, начиная с маркетингового исследования и
до процессов завершения жизненного цикла продукции, т.е. использования
продукции по назначению (эксплуатация, потребление и утилизация).
Надо убедиться, что
предприятие работает как результативная и эффективная система взаимосвязанных и
взаимодействующих процессов.
При этом необходимо
обратить внимание на:
·
проектирование
последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых
результатов;
·
четкое определение и управление входами к
процессам, действиями и выходами;
·
осуществление
наблюдения за входами и выходами с целью подтверждения того, что отдельные
процессы взаимосвязаны и работают результативно и эффективно;
·
определение
и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности;
·
проведение
анализа данных, способствующего постоянному улучшению процессов;
·
определение
"владельцев" процессов и наделение их полнотой ответственности и
полномочиями;
·
менеджмент
каждого процесса для достижения целей этого процесса;
·
потребности
и ожидания заинтересованных сторон.
При построении
системы качества предприятия должна быть разработана общая схема основных
процессов предприятия, отражающая их взаимодействие и взаимосвязь. Перед этим
процессы должны быть определены и каждый из них отнесен к определенному виду
процессов.
2 Виды процессов. Ключевые процессы
При разработке СК
предприятия необходимо определить процессы жизненного цикла продукции и выделить
ключевые процессы, так как именно от них зависит успех организации. Следует
также определить процессы системы менеджмента качества, которые воздействуют
либо на результативность и эффективность процессов жизненного цикла, либо на
запросы и ожидания заинтересованных сторон.
Виды процессов
предприятия
Таблица 1
ПРОЦЕССЫ
|
ТРЕБОВАНИЯ МС ИСО 9001:2000
|
1. Процессы
жизненного цикла продукции
|
п. 7
|
2. Процессы СМК
|
п.п. 4, 6, 7.5.3.,
8
|
3. Процессы
административного управления
|
п.5
|
Одна из классификаций
процессов устанавливает, что для целей управления процессы в системе можно
подразделить на:
·
Основной
(центральный) процесс;
·
Поддерживающие
(обеспечивающие) процессы;
·
Ключевые
(ведущие) процессы.
Основной или
центральный процесс представляет собой крупномасштабную работу организации,
которая начинается с определения потребностей клиентов и заканчивается получением
оплаты за произведенную продукцию или оказанную услугу. Примером основного
процесса может служить следующая цепочка: исследование потребностей рынка -
разработка проекта продукции – производство – хранение – реализация. Каждый
центральный процесс в организации состоит из набора ключевых или ведущих процессов.
Поддерживающие
процессы необходимы для успешного функционирования основного процесса. К ним
относятся: набор и обучение персонала, аудит, бухгалтерский учет, закупки и
т.п. Поддерживающие процессы подразделяются на процессы, которые не даются в
определении с помощью документации или компьютерных систем и на процессы,
определив которые таким образом организация получит выгоду.
Ключевые процессы
должны быть определены и задокументированы. Это требование выражено и в
стандартах на системы управления качеством и охраной окружающей среды.
Для того, чтобы
определить, является ли процесс ключевым, используются следующие два теста.
А) тест на
неблагоприятное влияние. Процесс является ключевым, если отсутствие эффективного
управления и контроля над этим процессом приведет к неудаче в достижении важных
целей и задач организации, например, обеспечения безопасности, качества
продукции, исполнения требований законодательства и т.д.
Б) тест на
обратимость.
Процесс считается ключевым, если последствия от отсутствия его контроля трудно,
со сравнительно большими затратами поддаются исправлению.
3 Планирование процессов жизненного цикла
продукции
Руководство
организации должно определить процессы, необходимые для обеспечения жизненного
цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных
сторон.
Для этого надо
составить оперативный план менеджмента процессов, включающий:
- требования к входу
и выходу (например, спецификации и ресурсы);
- виды деятельности
внутри процессов;
- верификацию и
валидацию процессов и продукции;
- анализ процесса, в
том числе его надежности;
- определение, оценку
и уменьшение рисков;
- корректирующие и
предупреждающие действия;
- возможности и
действия по улучшению процессов;
- управление
изменениями, относящимися к процессам и продукции.
Особый интерес
представляют так называемые бизнес-процессы. Бизнес-процессы характеризуются
тем, что имеют конкретного потребителя, готового платить за их результаты. Они
и существуют до тех пор, пока есть этот потребитель. Их организация и
систематизация осуществляются не так, как удобно производителю, а в
соответствии с принципом ориентации на потребителя.
В зависимости от
того, где находится потребитель, бизнес-процессы делятся на внутренние и
внешние. Пример внутреннего бизнес-процесса - разработка и внедрение на предприятии
системы менеджмента качества.
Примеры
вспомогательных процессов:
- менеджмент информации;
- подготовка
работников;
- финансовая
деятельность;
- поддержание
инфраструктуры и обслуживание;
- применение
промышленного оборудования, которое обеспечивает безопасность/защиту;
- маркетинг.
|