Управление качеством
Четверг, 18.04.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Процессы и их видыРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

1. Процессы и их характеристики

Процесс - это совокупность ресурсов и видов деятельности,  которая осуществляется над исходными элементами (вход процесса) с помощью ресурсов и приводит их к определенному результату (выхода процесса). Предполагается, что в процессе преобразования исходных элементов  (материалов) происходит увеличение их ценности за счет применения квалифицированного труда и знаний.

В соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы".

Качество процесса определяется тем, насколько потребительские свойства продукта удовлетворяются на заводском уровне требованиями конструкторской и технологической документации.

Эффективность процесса  оценивается как высокое качество выпускаемой продукции и обеспечивается с помощью системы управления.

В системе менеджмента качества рассматриваются все процессы, начиная с маркетингового исследования и до процессов завершения жизненного цикла продукции, т.е. использования продукции по назначению (эксплуатация, потребление и утилизация).

Надо убедиться, что предприятие работает как результативная и эффективная система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.

При этом необходимо обратить внимание на:

·         проектирование последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов;

·         четкое определение и управление входами к процессам, действиями и выходами;

·         осуществление наблюдения за входами и выходами с целью подтверждения того, что отдельные процессы взаимосвязаны и работают результативно и эффективно;

·         определение и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности;

·         проведение анализа данных, способствующего постоянному улучшению процессов;

·         определение "владельцев" процессов и наделение их полнотой ответственности и полномочиями;

·         менеджмент каждого процесса для достижения целей этого процесса;

·         потребности и ожидания заинтересованных сторон.

При построении системы качества предприятия должна быть разработана общая схема основных процессов предприятия, отражающая их взаимодействие и взаимосвязь. Перед этим процессы должны быть определены и каждый из них отнесен к определенному виду процессов.

2 Виды процессов. Ключевые процессы

При разработке СК предприятия необходимо определить процессы жизненного цикла продукции и выделить ключевые процессы, так как именно от них зависит успех организации. Следует также определить процессы системы менеджмента качества, которые воздействуют либо на результативность и эффективность процессов жизненного цикла, либо на запросы и ожидания заинтересованных сторон.

Виды процессов предприятия

Таблица 1

ПРОЦЕССЫ

ТРЕБОВАНИЯ МС ИСО 9001:2000

1. Процессы жизненного цикла продукции

п. 7

2. Процессы СМК

п.п. 4, 6, 7.5.3., 8

3. Процессы административного управления

п.5

Одна из классификаций процессов устанавливает, что для целей управления процессы в системе можно подразделить на:

·         Основной (центральный) процесс;

·         Поддерживающие (обеспечивающие) процессы;

·         Ключевые (ведущие) процессы.

Основной или центральный процесс представляет собой крупномасштабную работу организации, которая начинается с определения потребностей клиентов и заканчивается получением оплаты за произведенную продукцию или оказанную услугу. Примером основного процесса может служить следующая цепочка: исследование потребностей рынка - разработка проекта продукции – производство – хранение – реализация. Каждый центральный процесс в организации состоит из набора ключевых или ведущих процессов.

Поддерживающие процессы необходимы для успешного функционирования основного процесса. К ним относятся: набор и обучение персонала, аудит, бухгалтерский учет, закупки и т.п. Поддерживающие процессы подразделяются на процессы, которые не даются в определении с помощью документации или компьютерных систем и на процессы, определив которые таким образом организация получит выгоду.

Ключевые процессы должны быть определены и задокументированы. Это требование выражено и в стандартах на системы управления качеством и охраной окружающей среды.

Для того, чтобы определить, является ли процесс ключевым, используются следующие два теста.

А) тест на неблагоприятное влияние. Процесс является ключевым, если отсутствие эффективного управления и контроля над этим процессом приведет к неудаче в достижении важных целей и задач организации, например, обеспечения безопасности, качества продукции, исполнения требований законодательства и т.д.

Б) тест на обратимость. Процесс считается ключевым, если последствия от отсутствия его контроля трудно, со сравнительно большими затратами поддаются исправлению.

3 Планирование процессов жизненного цикла продукции

Руководство организации должно определить процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон.

Для этого надо составить оперативный план менеджмента процессов, включающий:

- требования к входу и выходу (например, спецификации и ресурсы);

- виды деятельности внутри процессов;

- верификацию и валидацию процессов и продукции;

- анализ процесса, в том числе его надежности;

- определение, оценку и уменьшение рисков;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- возможности и действия по улучшению процессов;

- управление изменениями, относящимися к процессам и продукции.

Особый интерес представляют так называемые бизнес-процессы. Бизнес-процессы характеризуются тем, что имеют конкретного потребителя, готового платить за их результаты. Они и существуют до тех пор, пока есть этот потребитель. Их организация и систематизация осуществляются не так, как удобно производителю, а в соответствии с принципом ориентации на потребителя.

В зависимости от того, где находится потребитель, бизнес-процессы делятся на внутренние и внешние. Пример внутреннего бизнес-процесса - разработка и внедрение на предприятии системы менеджмента качества.

Примеры вспомогательных процессов:

- менеджмент информации;

- подготовка работников;

- финансовая деятельность;

- поддержание инфраструктуры и обслуживание;

- применение промышленного оборудования, которое обеспечивает безопасность/защиту;

- маркетинг.

 

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz