Управление качеством
Четверг, 25.04.2024, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Категория качества как системаРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

1.3. Категория качества как система

Развитие квалитологии как проблемно-ориентированного научно – практического междисциплинарного комплекса поставило задачи глубокого осмысления  категории качества, комплекса законов, определяющих «цикл качества» объектов и процессов, включая человека и образовательные системы. Часть понятий, используемых в квалимтерии, представлены в стандартах ГОСТ 15467-79 – «Управление качеством продукции. Основные понятия» и ГОСТ 8402-94 – «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь».

Структура концептуального аппарата теории качества представлена на рисунке 1.2, из которой видно развертывание содержания категории качества в теорию качества создаваемых объектов и процессов [40]. Структура содержит семь модулей:

-                    «качество - свойство» (1);

-                    «качество - система» (2);

-                    «качество - количество» (3);

-                    «качество объекта и процесса» (4);

-                    «качество – потребительная стоимость - стоимость» (5);

-                    «качество - эффективность» (6);

-                    «качество – оценка (мера) – управление качеством» (7).

Качество – сложная категория. Для ее понимания необходимо раскрытие связей с категориями свойства системы, структуры, количества, потребительской стоимость эффективности, оценки, управления. Ниже рассматриваются основные связи и содержание категории качества, заимствованные их концепции  А.И. Субетто [2].

Свойство – философская категория , выражающая данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает  во взаимодействие [22, с.1071]. Свойство в одних определениях понимается как проявление качества, а в других – «качество – это совокупность свойств. Чтобы избежать такого логического круга, в дальнейшем свойство рассматривается как логически неопределяемая категория, раскрываемая через понятие «взаимодействие»».

Для раскрытия понятия «свойство» используются две концепции:

-           атрибутивную, отражающую взаимодействие в системе повторений субъект-объект. Синонимы свойства – атрибут, особенность, черта;

-    функционально-кибернетическую, определяющую свойство через взаимодействие в системе объект-объект или объект-среда. Синонимы свойства – способность, возможность, функция.

Совокупность связанных простых свойств объекта (процесса) образует структуру качества, при этом в качестве отражается как взаимодействие внутренних свойств, так множество внешних взаимодействий.

Схема декомпозиции качества носит название «дерева общих свойств». Содержание структуризации свойств качества является составление иерархической структуры схемы свойств, построении дерева свойств и иерархической структуры показателей качества.

Принцип отражения фиксирует перенос качества процесса в качество результата, формирующегося на выходе этого процесса.

 

 Рис 1.2. Структура концептуального аппарата теории качества

 Свойство в функционально – кибернетической интерпретации предстает как динамический элемент качества, как функция времени. Деление взаимодействий на внутренние и внешние по отношению к процессу или объекту как целому обуславливает деление свойств на внутренние и внешние. Взаимодействия внутри объекта или процесса – источник появления новых свойств у целого, следовательно, появления нового качества у целого по отношению к его частям. Взаимодействие вне объекта или процесса есть взаимодействие целого с внешней средой, которое является источником изменения свойств во времени,  динамичности качества. Это есть принцип двоякой внешне – внутренней  обусловленности, являющейся основанием деления свойств на потенциальные (свойства потенциалы, способности к взаимодействию) и реальные (свойства реализации, реакции, поведения, проявившее себя в конкретных внешних воздействиях, в конкретных средах). Внешне – внутренняя обусловленность свойств переносится на качество, оно предстает как единство потенциального и  реального, внутреннего и внешнего качеств, что служит пониманием того, что все свойства формируют качество целого. Нет свойства вне качества. Таким образом, качество предстает одновременно и как совокупность, система свойств, и как сложное свойство, адекватное этой совокупности [2, с. 37].

Система (от греч. systema -  целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [22, с. 1102].

Структура (от лат. struktura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе,  то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях [22, с.1157]. Взаимодействие внутренних свойств, качеств частей характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий и собственно внешних свойств, определяет внешнюю структуру  качества. Раскрытие структуры качества во внешнем и внутреннем плане осуществляется в двух возможных проекциях:

-                    терминах функции (функциональная структура);

-                    терминах качеств частей (морфологическая структура).

А.А. Ильин так описывает это противоречивое единство внешнего и внутреннего, потенциального и реального в качестве объекта или процесса: «Объект многокачественен в том смысле, что в различных взаимодействиях он обладает не только различными свойствами, но и различными структурами как носителями этих свойств. … Объект однокачественен в том смысле, что существует нечто общее в его единичных структурах, что определяет его единство, целостность. … Проблема многокачественности связана с проблемой относительности структур».

Системно – структурное представление качества как многоуровнего раскрытия внутренних взаимодействий частей осуществляется в виде иерархического построения структуры в виде графа (дерева) свойств, в котором функциональная и морфологическая  структурность предстают как многоуровневые, иерархические структурности.

Особое место в системности качества принадлежит понятию «граница», она определяет целостность, определенность объекта или процесса, как моменты его качества. Противоречивость внешнего и внутреннего, потенциального и реального являются и неотъемлемой чертой «границы» как момента качества. Граница в квалиметрии понимается как отношения «пригодности», «требований», «ценности», «ограничений» [5, с. 40].

Количество тесно взаимосвязано с качеством и также имеет раздвоенную сущность из-за внешних и внутренних свойств целого. Поэтому количество предстает как внутреннее количество качества (интенсивное количество), характеризующее развитость, интенсивность свойств, и внешнее количество качества (экстенсивное количество), характеризующее количество в определенном смысле свойств и качеств. Отсюда вытекают два принципа:

-    количественность качества – как системно – методологическое основание принципиальной измеримости качества;

-    качественная количественность – как возможность формирования количества качеств.

Указанные принципы раскрывают понятие динамичности качества, как изменение  интенсивности свойств и соответственно интенсивного количества (внутреннего количества качества) во времени. Поэтому наблюдается изменчивость внутри качества объекта как изменение интенсивности его свойств во времени и одновременно его устойчивость, поскольку эта интенсивность находится в границах. Рост интенсивности свойств ведет к улучшению качества, следовательно, рост интенсивного количества качества результатов воздействия в рамках производственного процесса ведет к уменьшению потребного экстенсивного количества труда специалиста, что собственно и является одним из основных двигателей и мотивов в инновационной деятельности.

Из условия динамичности качества вытекает принцип отражения, суть которого заключается в переносе качества труда на качество результата, формирующегося на выходе производственного процесса. Так как производственный процесс протекает в определенной системе, то образуется триада – «качество системы», «качество процесса» и «качество результата». Следовательно, качество результата напрямую является отражением качества системы и качества производственного процесса, которые собственно и создавались ради желаемого результата (рисунок 1.3).

Истоки понимания динамизма качества хорошо просматриваются в мысли К. Маркса: «Процесс угасает в продукту труда. …То, что на стороне рабочего проявлялось в форме движения…теперь на стороне продукта выступает в форме покоящегося свойства».

 

 Рис. 1.3. Триада качества

 Из вышеизложенного можно сделать вывод, что качество есть сложная многоаспектная система, внутреннее содержание которой составляет система внешних и внутренних моментов (рисунок 1.4).

Принцип раскрытия содержания категории качества состоит в том, что она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией, поэтому категория качества определяется через систему суждений – определителей [21, с. 22]

Качество – есть единство его частных суждений – определителей, в которых отражаются основные системные принципы и закономерности его формирования и развития. Если категорию качества К, выразить через ее частные суждения – определители, то можно построить систему К=(А,Б,В,Г,Д,Ж,) где:

А – качество есть совокупность свойств;

Б – качество структурно и представляет иерархическую систему свойств или качеств частей процесса или объекта;

В – качество динамично;

Г – качество – основа существования процесса или объекта;

Д – качество есть существенная определенность процесса или объекта;

Е – качество обуславливает единичность процесса или объекта, его специфичность, целостность, упорядоченность, устойчивость;

Ж – качество, создаваемых обществом процессов или объектов, ценно.

Ценностный аспект качества объектов и процессов рассматривается через понятия полезности, пригодности, потребности, цели, назначения и стоимости.

Особое место в категориальной системе качества принадлежит принципу внешне-внутренней обусловленности (рисунок 1.4), который отражает систему противоречий внешнего и внутреннего существования объектов и процессов в становлении и развитии их  объектов и процессов качества. Качество, как единство элементов и  структуры, как коренное их качество, свойства которого суть способности к воздействию на внешнюю среду (то есть свойства потенциала), не зависит от внешней среды, в то же время зависит от внешних условий, внешней среды, в которой объект функционирует и развивается, в которой проявляет свои свойства [6].

С этих позиций внутренняя обусловленность качества определяет его одноструктурность, а внешняя – многоструктурность. Граница качества абсолютна и относительна одновременно (абсолютна по отношению к внутренней обусловленности и относительна к внешней). Качество устойчиво и изменчиво одновременно, так как становление структуры обусловлено взаимодействием качеств частей, элементов, то сама структура, как носитель устойчивости, является в свою очередь результатом изменчивости качеств частей, то есть изменчивость формирует устойчивость.


Рис. 1.4. Совокупность категорий, участвующих в формировании понятия «качество»

Системная спираль развития производственно - экономической проблемы качества проявляется в процессах:

-                     постепенного выделения в управлении функции контроля и испытаний;

-                     дифференциация жизненного цикла продукции;

-                     отпочковывания проектной и конструкторской деятельности;

-                     планирования качества.

Осознание функции управления качеством явилось стимулом к организационно – проектировочной деятельности по созданию систем управления качеством. Формируется «менеджмент качества», который интегрирует все процессы управления и диагностики рынка через содержание категории качества.

Все это незамедлительно потребовало корректировки формулировки качества с позиции строгости и общности применения для международного рынка. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 – 94 «Качество это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности». Последнее официальное определение  понятия качества дано в стандартах ИСО9000:2000.

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz