Управление качеством
Пятница, 26.04.2024, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная КвалитологияРегистрацияВход
Меню сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

1.2. Квалитология

Термин «Квалитология» появился в середине 60 –х годов и достаточно закрепился в научной сфере благодаря ряду фундаментальных работ А.В. Гличева, В.И. Сиськова, А.И. Субетто. Этот термин представляет собой название науки о качестве объектов и процессов. Основной «принцип  организации квалитологии как проблемно-ориентированного научно – практического комплекса, призванного обеспечить методолого – методическое решение разнообразных задач в сфере качества – принцип триединства: теории качества, квалиметрии и теории управления качеством, взаимосвязанных между собой системой понятий, принципами, законами».

Квалитология тесно связана с формированием «философии качества» и определенного методолого - мировоззренческого поля, позволяющих понять и осмыслить постановку проблемы качества в XXI веке. Задачи оценки, а также аккредитации, аттестации, сертификации, лицензирования, аудиторского обеспечения в системах разного уровня должны решаться с позиций фундаментальной квалиметрической и  оценочной культуры. Для этого необходим синтез теоретических, методологических и конкретно практических разработок, выполненных участниками производственных процессов и специалистами, занятыми проблемами оценивания в образовании, развитием и совершенствованием стандартов образования, трансформацией этих разработок в широкую производственную практику. Это явится предпосылкой методологической ситуации нового качества производства, для которой уже будет характерно осознание богатства квалиметрической культуры. Качество становится символом нового мышления и мировоззрения.

«Трагизм общественного интеллекта XX века, трагизм культуры заключается в том, что они как вследствие многовекового опыта истории, зафиксированного в культуре, так и вследствие продолжающих «работать» традиций «потребительства», «вещизма», потребительского отношения к природе, сохраняют традицию, как на уровне бытового сознания, так и на уровне сознания и идеологии политических и культурных деятелей исповедать стихийность, спонтанность истории, рассматривая их формой проявления свободы и творчества человеческой индивидуальности» [2, с.14].

Как отмечает А.И. Субетто, «императив выживаемости» ориентирован на мобилизацию общественного интеллекта, в системе которой образованию, образовательному обществу принадлежит приоритет. Закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе, качества общественного интеллекта, как один из основных законов интеллектно – информационной цивилизации, выполняет функцию высшего механизма выживаемости. Человечество выживает, как считает Андре Моруа, если осознание императива выживаемости станет достоянием сознания каждого человеческого индивида. «Общими усилиями можно предотвратить катастрофу и не дать земному шару погибнуть от рук его обитателей».

Универсализм, проблемно-ориентированный профессионализм, образование, как  форма интеллектуального развития личности в условиях быстро меняющегося мира, становятся одними из главных следствий научно-технической революции.

Квалитология, как концентратор и конфигуратор новой парадигмы, имеет свой генезис и свои этапы становления [2]:

-                    I – ый этап: от древних времен истории человечества и до середины XIX века. Характерными чертами этого этапа являются:

-                    первая постановка производственно-экономической задачи обеспечения качества материального производства;

-                    первые работы теоретического осмысления проблемы качества в его философских и экономических аспектах (Ксенофонт, Аристотель, Кант, Гегель и др.);

-                    II- й этап: с середины XIX века до середины XX века.

Этот этап связан с углублением дифференциации производства, с формированием и развитием системы взглядов на проблему качества  в форме потребительской стоимости, теории качества труда, теории статистических методов управления качеством, теории контроля качества, теории точности изготовления промышленной продукции и др.;

-                    III – й этап: с середины  XX века по настоящее время. Он характеризуется развитием системной рефлексии в управлении качеством, появлением систем управления качеством, («систем качества» в терминологии международных стандартов серии ИСО 9000-9003), постановкой проблемы междисциплинарного синтеза в рамках единой науки о качестве, появлением квалиметрии и различных концепций теории качества.

Последний этап есть этап появления системно - философской и научной рефлексии по поводу науки о качестве, обусловленной разворачивающейся квалитативной революцией в механизмах развития  человечества. Потребность системного решения проблемы качества человека и жизни определяет становление науки о качестве квалитологии.

Как отмечает А.И. Субетто, «удвоение человека в контексте теории качества проявляется в том, что все продукты труда (включая и продукты труда в образовательных системах в форме выпускаемых специалистов) наряду со своими природными качествами приобретают еще и особые системные, социальные качества, отражающие их включенность в систему общественных отношений » [13].

Качество, как объект, исследуется многими науками, но их предметами выступают или отдельные свойства,  или группы свойств.

Объектом квалитологии (науки о качестве) выступает качество предметов и явлений мира человека.

Предметом квалитологии являются качества объектов и процессов той  части мира, которые ассимилированы общественной практикой в широком ее значении. Это означает, что категория качества несет в себе ценностный аспект, отражающий соотнесённость любых продуктов труда и применяемых процессов с общественными потребностями, с социальными и производственными  возможностями, с личным и производственным потреблением, с социальными (государственными)  нормами и доктринами [2, с.144].

А.В. Гличев первый дал развернутую структурную характеристику науки о качестве как системы научных направлений и проблем, охватывающих механизмы обеспечения качества продукции на всех его стадиях [16, с.2].

А.И. Субетто сформулировал методологический принцип триединства науки о качестве – единства трех ее основных частей:

-                    Теории качества (законы и принципы формирования и реализации качества объектов и процессов);

-                    Теории измерения и оценки качества (квалиметрии);

-                    Теории управления качеством (законы, принципы, механизмы, системы, методологии и технологии управления качеством продуктов, труда и работ).

Взаимосвязь трех основных частей квалитологии показана на рис. 1.1. Теория  качества (ТК) служит входом в квалиметрию, служит базисом теории управления качества, которая замыкает триаду квалитологии [2].

    

 Рис. 1.1. Триада квалитологии

 Принцип триединства обеспечивается:

-                    Единством понятийно-категориального аппарата;

-                    Единой системой взаимосвязанных принципов и классификаций;

-                    Взаимосвязанностью законов ТК, ВК и УК.

Таким образом, благодаря триединству снимается нечеткость в осмыслении указанных трёх теорий, а сама квалитология предстает как интегратор дисциплин, объектом исследования которых является качество.

Квалитология ориентирована на исследование объекта управления качеством через призму системно-генетических, социально-экономических, научно-технических закономерностей функционирования и развития общества по воздействием   происходящей во многих развитых странах квалитативной революции.

Квалиметрия – как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теории:

1   Общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

Ø Система понятий;

Ø Теория оценивания;

Ø Аксиоматика квалиметрии;

Ø Теория аксиометричесткого шкалирования

2   Специальные квалиметрии – в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

Ø Экспертная квалиметрия;

Ø Квалиметрическая таксономия.

3   Предметные квалиметрии – по предмету оценивания:

Ø Квалиметрия продукции и техники;

Ø Квалиметрия труда и деятельности;

Ø Квалиметрия решений и проектов;

Ø Квалиметрия процессов;

Ø Субъектная квалиметрия;

Ø Квалиметрия спроса;

Ø Квалиметрия информации.

Квалиметрия – теория оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъекта), то есть предмет квалиметрии – как количественные так и неколичественные методы оценивания качества.

 Статусы квалиметрии, как науки:

1.  Экономический статус – обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и ценой.

2.  Технико-экономический статус – отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов.

3.  Общенаучный статус - определяется философско - методологической и общенаучной функциями категории качества.

4.  Систематический статус – определяет ее как системологическую теорию.

 Показатели качества:

В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования.

1. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

2. Свойство продукции – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении.

3. Показатель качества – количественная характеристика свойств объекта, входящего в состав  его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.

Квалиметрия – это научная область, объединяющая количественные методы оценки качества объектов и процессов деятельности людей, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Эта научная область деятельности получила название от латинского корня «квали» (qualitas – качество, свойство, характер и quails – какой, какого качества) и древнегреческого слова «метрео» (мерить, измерять) [2, 3, 4].

Объектом квалиметрии являются общие принципы и методы оценки качества, а предметом – совокупность свойств продуктов человеческого труда и их соотношения с потребителями и возможностями общественного производства.

Квалиметрию можно разделить на три ветви:

-           теоретическую (изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества);

-           специальную (разрабатывает конкретные методики и математические модели для оценки качества конкретных объектов разного назначения);

-           прикладную (квалиметрия продукции, труда и деятельности, проектов, процессов и др.).

При этом теоретическая, прикладная и специальная квалиметрия находятся в тесной взаимосвязи, отражая диалектику общего, особенного и единичного.

Важнейшей формой управления качества продукции является ее сертификация (определение соответствия продукции установленным требованиям). С помощью квалиметрических  методов предоставляется возможность учесть требования большинства критериев, ранжировать эти требования и получить однозначное эффективное решение.

Реклама
Реклама
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz