2. Реклама: цели, задачи и функции
2.1 Организация рекламы товара
В научной литературе приводится
множество определений понятия "реклама". Например, реклама
представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство
платных средств распространения информации, с четко указанным источником
финансирования [Ф. Котлер]. "Реклама — это диалог между продавцом и
потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а
потребитель — заинтересованностью в данном товаре. Если интерес покупателя не
проявился, значит, диалог не состоялся, а цель рекламодателем не
достигнута".
"Реклама — это средство
коммуникации, позволяющее фирме передать сообщение потенциальным покупателям,
прямой контакт с которыми не установлен. Прибегая к рекламе, фирма создает
имидж марки и формирует капитал известности у конечных потребителей, добиваясь
сотрудничества со стороны торговцев. Реклама — основной инструмент
коммуникационной стратегии втягивания, подобно торговому персоналу для
стратегии вталкивания" [Ж.-Ж. Ламбен].
В "Словаре-справочнике
менеджера" дается такое определение: "Реклама — распространяемая в
любой форме, с помощью любых средств — информация о физическом и юридическом
лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена
для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес
этим к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний". В "Современном
экономическом словаре" реклама трактуется как "...открытое оповещение
фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве,
достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы".
С учетом элементов вышеприведенных
определений дадим следующее определение рекламы. Реклама — функция маркетинга
как совокупность психологических, правовых, экономических и управленческих
методов добросовестного воздействия на человека и средств оповещения
потенциальных покупателей о качестве, цене, достоинствах, особенностях,
удобстве, безопасности и экономичности применения объектов, а также об имидже
объекта и продавца с целью продажи объекта или поддержания у покупателей
интереса к нему.
В условиях жесткой конкуренции за
покупателя эффективность инвестиций в рекламу ежегодно повышается. Это доказано
путем исследования эконометрических функций реакции объема продаж на инвестиции
в рекламу.
Цель рекламы для рекламодателя — довести
информацию до потребителей и добиться их расположения для расширения спроса на
товар. Потребителю реклама позволяет экономить время и средства при выяснении
заявленных отличительных свойств товара. Можно выделить следующие
взаимосвязанные цели рекламы:
·
формирование
у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре (услуге);
·
формирование
потребности в данном товаре (услуге);
·
формирование
благожелательного отношения к фирме;
·
побуждение
потребителя обратиться к данной фирме;
·
побуждение
к приобретению именно данного товара у данной фирмы;
·
стимулирование
сбыта товара (услуг);
·
ускорение
товарооборота;
·
стремление
сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным
клиентом фирмы;
·
формирование
у других фирм образа надежного партнера;
·
помощь
потребителю в выборе товаров и услуг.
Различают следующие пять форм (типов)
рекламы:
1) реклама имиджа товара для
расширения объема продаж в перспективе;
2) побуждающая реклама, нацеленная не
на отношение покупателя к товару, а на его поведение;
3) интерактивная реклама — персонализированное
рекламное сообщение, ставящее целью установление диалога с потенциальным
покупателем путем поощрения его отклика, на основе которого фирма старается
затем наладить коммерческие отношения. Данный вид рекламы стремится сочетать
задачи двух предыдущих форм: создать имидж и одновременно добиться измеримого
поведенческого отклика, позволяющего немедленно оценить эффект сообщения. Эта
форма рекламы получает быстрое развитие;
4) реклама организации (фирменная
реклама), ставящая цель сформировать или усилить у различных аудиторий
позитивное отношение к фирме путем формирования ее имиджа, создания климата
доверия. При этом необходимо найти особый путь коммуникации в среде, насыщенной
рекламой. Такая реклама ориентирована на отношение, и ее эффект скажется в
перспективе;
5) спонсорство и меценатство как метод
улучшения имиджа фирмы.
Выделяют следующие условия повышения
эффективности рекламы:
а) роль рекламы как составляющей
маркетингового давления неотделима от других факторов продажи. Как правило, для
успешной рекламы нужен дифференцированный товар, продаваемый по привлекательной
цене через хорошо адаптированную сбытовую сеть;
б) реклама удовлетворяет потребность в
информации и, следовательно, будет особенно полезна, когда покупателю предстоит
принять сложное решение о покупке в отношении малознакомых товаров, свойства
которых не раскрываются при простом осмотре;
в) реклама эффективна, когда она
фокусируется на отличительном свойстве товара, дающем ему превосходство над
другими товарами и "позиционирующем" его в сознании покупателя.
Такими свойствами могут стать "обещание", заключенное в марке, а
также ее особенности или символическая ценность;
г) наибольшее влияние реклама способна
оказать на рынки с расширяющимся глобальным спросом: она ускоряет диффузию
товара, служит катализатором спроса. На рынках в стадии зрелости реклама служит
целям диалога и действует лишь на какую-то часть рынка;
д) базовый рынок рекламируемого товара
должен быть достаточно большим, чтобы компенсировать расходы на рекламную кампанию,
и фирма должна располагать необходимыми финансовыми ресурсами, чтобы
интенсивность рекламы помогла преодолеть барьеры восприятия.
Серьезное рекламное сообщение должно
являться конечным продуктом целого ряда исследований:
·
изучение
объекта рекламы фирмы;
·
изучение
потребителей и предполагаемого рынка сбыта;
·
планирование
рекламы (определение целей, задач, обеспечение работ);
·
определение
сметы расходов;
·
выбор
формы рекламы и ее сроков;
·
составление
текстов, сценария и других рекламных сообщений;
·
изготовление
рекламного сообщения;
·
организация
рекламы;
·
анализ
и стимулирование эффективности рекламы.
В зависимости от выполняемых целей
рекламу можно объединить в три группы:
имидж рекламы — реклама по созданию
благоприятного образа (имиджа) фирмы и ее товара (рекламные ролики на
телевидении, рекламные щиты, реклама на транспорте, реклама в популярных
газетах и журналах, участие в благотворительных акциях);
·
стимулирующая
реклама — реклама по стимулированию потребности в приобретении товара (услуг)
фирмы (повторяющаяся в газетах и журналах реклама, прямая почтовая рассылка,
реклама по радио, участие в выставках, телереклама);
·
реклама
стабильности, закрепления достигнутых результатов (скрытая реклама в виде
статей о товарах и деятельности фирмы, участие в выставках, прямая, почтовая
рассылка постоянным партнерам проспекта о деятельности фирмы).
По интенсивности воздействия реклама
может быть ровной, нарастающей, нисходящей. Приведем несколько принципов
эффективной рекламы:
1. В основе хорошей рекламы всегда
лежит хорошая идея — стержень рекламы.
2. Приведите аргументы в пользу своей
рекламы.
3. Расскажите покупателю о
достоинствах своего товара.
4. Нельзя купить то, чего не знаешь.
5. Говорите о товаре правду, но умейте
сказать ее красиво.
6. Стоимость рекламы должна соответствовать
стоимости товара (дорогой товар требует дорогой рекламы).
7. Используйте в рекламе положительные
эмоции.
8. Создайте свой рекламный образ и
стиль.
9. Не гонитесь за модными приемами,
учитывайте вкус своей аудитории.
Рекламное сообщение должно быть:
кратким, интересным, достоверным, понятным, динамичным, повторяющимся,
образным, оригинальным.
Основные виды информационно-рекламных
материалов:
·
информационное
письмо;
·
коммерческое
предложение;
·
рекламный
листок;
·
буклет;
·
проспект;
·
каталог;
·
пресс-релиз.
Отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения рекламы, регулируются Федеральным
законом "О рекламе" от 18 июля 1995 г., принятыми в соответствии с
ним иными федеральными законами. Они также могут регулироваться указами
Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными
правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в
соответствии с Федеральным законом "О рекламе". Остановимся на
некоторых положениях упомянутого закона.
Реклама должна быть распознаваема без
специальных знаний или без применения технических средств, на территории РФ
распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно
на государственных языках республик и языках народов РФ. Реклама подразделяется
на ненадлежащую, контррекламу и социальную. Ненадлежащей является
недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в
которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения, установленных законодательством РФ. Под контррекламой понимается
опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемой в целях ликвидации
вызванных ею последствий. Социальная реклама представляет общественные и
государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
Недобросовестной является реклама,
которая: дискредитирует юридических или физических лиц, не пользующихся
рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара
с товаром (товарами) других лиц, а также содержит высказывания, образы,
порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации
(копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул,
изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других
товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или
недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе
части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.
Неэтичной является реклама, которая
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые
нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений,
образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории,
возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных
убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное
или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги,
гимны, гербы), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные
символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо
деятельность, профессию, товар. Неэтичная реклама не допускается. Заведомо ложной
является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в
заблуждение потребителя рекламы. Скрытой является реклама, которая оказывает не
осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие путем использования в
радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции специальных
способов распространения информации. Такая реклама не допускается.
В соответствии с законодательством не
допускается, в частности:
·
реклама
товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность
требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение не получено, а
также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с
законодательством РФ;
·
недобросовестная,
недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама;
·
прерывание
рекламой демонстрации фильма, за исключением перерывов между сериями (частями),
в кинотеатрах и видеосалонах;
·
гарантирование
размера дивидендов по обычным именным акциям;
·
рекламирование
ценных бумаг до регистрации проспектов их эмиссии;
·
предоставление
любого рода гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности
(доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости
ценных бумаг;
·
реклама
всех видов оружия, вооружения и военной техники (за исключением рекламы боевого
и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень
продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в РФ осуществляется по
лицензии, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и
спортивного). Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии,
возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести
вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности, не должна
побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство. Федеральным
законом "0 рекламе" установлена ответственность за нарушение
законодательства (ст.31). Так, федеральный антимонопольный орган и его территориальные
органы вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и
рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении
нарушения законодательства и решений об осуществлении контррекламы в размере до
5000 минимальных размеров оплаты труда.
|