4. Применение процессного подхода при разработке и внедрении системы
менеджмента качества
В системе менеджмента
качества рассматриваются все процессы, начиная с маркетингового исследования и
до процессов завершения жизненного цикла продукции, т.е. использования
продукции по назначению (эксплуатация, потребление и утилизация).
На рисунке 1 показана
типовая модель процесса. Основные факторы, действующие на процесс: оборудование
(машины), методы (технологии), персонал, материалы, стандарты качества и
эффективности. В сущности, влиять на процесс можно только через эти пять
факторов.
Рисунок 1 - Типовая
модель процесса
Только рассматривая
любую работу как процесс со своими входами и выходами, можно увидеть и понять:
- что поступает на
вход процесса;
- что на выходе
процесса;
- какие надо
осуществить действия по управлению процессом.
Анализ
работы как процесса
ТИП
|
ПРИМЕРЫ
|
Входы (выходы),
связанные с продукцией
|
Сырье,
промежуточная продукция, образец продукции, конечная продукция
|
Входы (выходы),
связанные с информацией
|
Требования к
продукции, процессам ее изготовления, испытаний (контроля, измерений),
характеристики продукции и вид (форма) информации, вспомогательные функции
связи, взаимодействия, обратная связь о рабочих характеристиках продукции и
потребностях и т.п.
|
Рисунок 2 -
Разделение процесса на подпроцессы
Необходимо определить
и зарегистрировать входы процесса для обеспечения четкого формулирования
требований, проверка соответствия которым будет применяться при верификации и
валидации выходов.
Входы могут быть
внутренними или внешними по отношению к организации. Решение проблемы,
касающейся двусмысленных или противоречивых требований к входу процесса, может
потребовать проведения консультаций с внутренними и внешними заинтересованными
сторонами. Входные данные, полученные на основе деятельности, полная оценка
которой еще не завершена, следует оценивать по результатам последующего
анализа, верификации и валидации.
Рекомендуется
идентифицировать важные или критические характеристики продукции и процессов
для разработки результативного и эффективного плана мониторинга (постоянного отслеживания
параметров) и управления процессами.
Примеры входных
данных, которые следует принимать во внимание:
- компетентность
работников;
- документация;
- возможности и
мониторинг оборудования;
- охрана труда,
безопасность и производственная среда.
Верифицированные
(утвержденные) выходы процесса, соответствующие требованиям ко входу процесса,
должны удовлетворять потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных
сторон.
Выходы следует
задокументировать и оценить относительно требований ко входу и критериям
приемки. Такая оценка определяет необходимые корректирующие, предупреждающие
действия или потенциальные возможности повышения результативности и
эффективности процесса.
Верификацию продукции
можно осуществлять в ходе процесса для определения его изменчивости.
Руководству
организации надо проводить периодический анализ характеристик процесса для
того, чтобы убедиться в его соответствии оперативному плану.
Примеры тем для
такого анализа:
- безотказность и
воспроизводимость процесса;
- идентификация и
предупреждение потенциального несоответствия;
- адекватность входов
и выходов проектирования и разработки;
- согласованность
входов и выходов с запланированными целями;
- возможности
улучшения;
- возникающие
проблемы.
Задачи системы менеджмента качества
Рисунок 3 - Модель
процесса менеджмента качества
Взаимодействие
процессов может приводить к созданию сетей процессов. Задача системы менеджмента
качества состоит в том, чтобы все эти процессы (и все их составляющие элементы)
находились ПОД КОНТРОЛЕМ, выявлялись и устранялись все несоответствия требованиям
по качеству.
Вопросы, которые
следует принимать во внимание:
1. Понимание того,
что процесс может быть представлен как последовательность видов деятельности,
помогает руководству при определении входов процесса. После определения входов
можно определить необходимые виды деятельности, действия и требующиеся ресурсы
для процесса с целью достижения желаемых выходов.
2. Результаты
верификации и валидации процессов и выходов следует также рассматривать как
входы для процесса с целью постоянного улучшения деятельности и популяризации
ее совершенства на всех уровнях организации. Постоянное улучшение процессов в
организации повысит результативность и эффективность системы менеджмента
качества и улучшит деятельность организации.
3. Процессы
следует описывать с
такой степенью детализации,
которая требуется для поддержки результативной и эффективной работы.
Документация, связанная с процессами, способствует:
- определению и доведению
до сведения персонала важных характеристик процессов;
- подготовке по
вопросам функционирования процессов;
- обмену знаниями и
опытом в командах и рабочих группах;
- проведению
измерений и аудита (проверки) процессов;
- анализу, пересмотру
и улучшению процессов.
4. Необходимо
оценивать роль работников в осуществлении процессов с целью:
- обеспечения охраны
труда персонала;
- обеспечения наличия
требуемых навыков;
- поддержания
взаимосвязи и взаимодействия процессов;
- обеспечения входных
данных, получаемых от работников, для проведения анализа процессов;
- популяризирования
эффективных изменений, предлагаемых работниками.
5. При стимулировании
постоянного улучшения деятельности организации акцент следует делать на
повышение результативности и эффективности процессов как средстве достижения
благоприятных результатов.
Возросшие выгоды,
повышенная удовлетворенность потребителей, лучшее использование ресурсов и
сокращение непроизводительных расходов – это примеры измеряемых целей
(результатов), которые были достигнуты при большей результативности и
эффективности процессов.
5.
Процессный подход и его реализация в стандартах серии ИСО 9000
Наиболее важное
изменение, внесенное в содержание международных стандартов ИСО 9000, - это
ориентация на процесс. В стандарте ИСО 9000 процесс определен как «совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в
выходы».
Классификация
процессов по их видам:
1) процессы
ЖЦП;
2) процессы СМК;
3) процессы
административного управления;
При составлении общей
картины процессов пред-я надо принимать во внимание требования стандарта
ИСО-9001 по составлению 6 обязательных документированных процедур. Для этого
необходимо выделить соответствие этим 6-ти процедурам процессы или подпроцессы.
При разработки общей схемы процессов
составляется список укрупненных процессов организации. Большинство этих
процессов основаны на ЖЦП. Составляется основная схема процессов организации с
установлением взаимосвязей процессов. В общей схеме процессов условно выделяют
основные и вспомогательные процессы. Стан-ты серии ИСО 9000 устанавливают
основные факторы процесса. Система должна быть представлена в виде процессов,
имеющих вход, выход, управление, испол-й. Основными факторами явл. вх. и вых.
Входы, выходы могут быть связаны с материальной продукцией или с информацией.
Могут быть внутренними и внешними по отношению к организации. Для вх (вых)
может быть установлена операция верификации. Верификация в таком случаи явл.
инструментом анализа хода и рез-а
процесса. Валидация охватывает моделирование, имитацию, испытания, различные
методы анализа с привлечением потребителей и др. заинтересованных сторон.
Процесс можно разделить на подпр., их на др. подпр. и т.д. Взаимодействие
процессов может приводить к созданию сети процессов или укрупненных «основных»
процессов. Рез-ты вериф-и и валид-ии процессов их входов следует рассиатривать
как вх-ы для процессов анализа ск,
корректирующих и предупреж-х действий,приминение инжен-х методов для
постоянного улучшения. При регламентировании процесса необ-мо оценить роль
персонала с целью обеспечения наличия требуемой квалификации., навыков, умений.
Обеспеч-е данных, получаемых от персонала для проведения анализа процесса. При
опр-ии и регламентировании процессов следует сделать акцент на повышение результативности
и эффек-ти процессов. Основные и некот-е вспомаг-е процессы выдел-ся и документируются
в виде отдельных процессов с учетом треб-й ИСО 9001.Во многих случ-х процесс
документируется в форме карты-процесса.
Осознание деятельности
организации как системы процессов, наряду с их идентификацией и
взаимодействием, а также менеджмент (управление) процессов могут считаться «процессным
подходом» Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления,
которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках системы
процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. Для глубокого понимания
процессного подхода рассмотрим цикл PDCA. В стандарте ИСО 9001:2001 он описан
так:
- планирование (plan)
– разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в
соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
- осуществление (do)
– внедрение процессов;
- проверка (check) –
постоянный контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой,
целями и требованиями на продукцию;
- действие (act) –
предпринимать действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Цикл Деминга может
быть применен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе
процессов в целом. Использование этой
концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения
процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности
организации.
|